Меч был найден в 2011 году в южной Норвегии, около деревни Лангейд муниципалитета Бигланд в долине Сетесдаль. (Langeid in Bygland in Setesdal).
Статья на английском :
https://www.alphagali...&CultureCode=en
Перевод не дословный.
Летом 2011 года археологи из Музея культурной истории (Museum of Cultural History) в Осло, под руководством Камиллы Сесилии Венн (Camilla Cecilie Wenn), обнаружили могильник эпохи викингов.
Погребение знатного воина, в котором был обнаружен меч, заметно отличалось от других двух десятков захоронений в этом могильнике. По всем 4 углам погребения ямы найдены ямы от столбов, поддерживавших крышу гробницы.
Внутри гроба были обнаружены фрагменты двух серебряных монет. Одна из них – судя по всему, немецкая, эпохи викингов. Вторая – английский пенни короля Этельреда II, правившего в 978-1016 гг.
По сторонам гроба находились меч и большой боевой топор.
Анализ угля, найденного в одной из столбовых ям, показал, что захоронение сделано около 1030 года, что хорошо сочетается с датой английской монеты.
Меч
Длина меча 94 см. Хотя клинок заржавел, рукоять прекрасно сохранилась. Она обмотана серебряной проволокой. Перекрестие и навершие покрыты серебром с золотыми деталями, окаймлёнными проволокой из медного сплава.
При более подробном изучении меча, на клинке были обнаружены фрагменты дерева и кожи – остатки ножен.
Рукоять меча украшена спиралями, крестами и буквами. Буквы латинские, но что они означали – остаётся загадкой. На навершии изображена рука, держащая крест. Это уникально и не имеет аналогов среди мечей эпохи викингов. Эта рука, кресты и латинские буквы однозначно относятся к христианской символике. Но как такой меч оказался в языческом погребении в Норвегии ? Его драгоценное оформление делало этот меч настоящим сокровищем. Вероятно, меч был изготовлен за рубежом и привезён в Норвегию весьма знатным человеком.
Золото редко встречается в археологических находках эпохи викингов. Оно имело в норвежском обществе не только экономическое, но и символическое значение, олицетворяло силу и могущество.
Топор
Найденный в том же погребении боевой топор не имеет золотых украшений.
Но его рукоять покрыта латунью и вполне могла блестеть на солнце, как золотая. Такие обкладки рукоятей топоров очень редки в Норвегии. Но несколько подобных топоров того же времени найдены в реке Темзе, в Лондоне. Это делает топор особенно интересным.
В конце 10 – начале 11 веков на Темзе была большая череда битв. Датский король Свейн Вилобородый и его сын Канут вели туда свои армии, сражаясь за английский трон. В армиях датских королей были люди со всех уголков Скандинавии. Даже норвежский король Олаф Харальдссон (Святой) принимал участие в штурме Лондона в 1009 году. Топоры могли попасть в Темзу во время многочисленных битв, или быть брошены туда победителями.
К сожалению, фото топора в статье нет.
Мог ли меч принадлежать одному из воинов короля Канута ?
В долине Сетесдаль найден рунный камень с надписью :
«Арнстейн поставил этот камень в память о Бьёре, своём сыне. Он нашёл свою смерть, когда Канут ходил в Англию. Бог един.»
Скорее всего, в тексте говорится о вторжении Канута Великого в Англию в 1013-1014 гг.
Вероятно, камень был поставлен сразу после похода отцом, чей сын не вернулся домой.
В письменных источниках 12 века говорится, что ближние дружинники короля Канута должны были соответствовать определённым требованиям. Они должны были происходить из уважаемых семей и иметь позолоченные топоры и рукояти мечей. Меч из Лангейда, неомненно, устроил бы короля Канута, и топор, вероятно, тоже. Меч был изготовлен за пределами Норвегии. Возможно, он английского происхождения. Топор очень похож на найденные в Темзе, особенно его латунное покрытие. В могиле найдена и английская монета – что увеличивает вероятность, что покойный имел отношение к событиям в Англии.
Вполне возможно, что он был одним из дружинников Канута, набранных для войны с английским королём Этельредом.
Всвязи с находящимся в той же долине руническим камнем, соблазнительно предположить, что это и есть тот самый Бьёр, которого привезли на родину и там похоронили.
Также возможно, что его отец Арнстейн получил назад лишь оружие сына. Поэтому он и поставил рунический камень вместо могилы. А когда умер сам Арнстейн – оружие положили к нему в могилу.
(imho, всё это спекуляции.
Это никак не может быть Бьёр, т.к. погребение по радиоуглеродному анализу датируется 1030 годом.
А насчёт его отца – как-то уж совсем натянуто.
Скорее уж, там похоронен кто-то из более удачливых коллег Бьёра.
alrik)
Рунический камень относится к тому же времени, что и самые поздние погребения в могильнике. Он свидетельствует о том, что христианство к тому времени стало укрепляться в норвежском обществе. Это самый старый рунический камень в Норвегии, который относится к христианам.
Это может также объяснить, почему оружие лежало за пределами гроба. В переходный период в погребальном обряде могли быть как языческие, так и христианские элементы.
Погребение из Лангейда – одно из последних известных языческих захоронений в Норвегии. Оно знаменует величие и конец эпохи викингов.
На момент написания статьи (июль 2015 г.) меч был выставлен в Историческом музее в Осло, на выставке «TAKE IT PERSONALLY».
Ссылка взята отсюда :
https://www.nkj.ru/news/27131/