Не претендуя на особо глубинное знание предмета. Некогда слушал спецкурс по орнаментальным стилям эпохи викингов и он занимал семестр... То, что здесь - собственная разработка на основе спецкурса и прочих источников (для поиска картинок можно набрать в Google - Viking Art). Предназначена для быстрого распознавания "подходит/не подходит" предмет.
Броа/Усеберг (кон 8 - ½ 9в.).
Иногда стиль Броа выделяют в отдельный. Получил название по погребению 30гг 9 века в Усеберге (Норвегия) и орнаментальным мотивам клада из Броа (Готланд).
Ленточный орнамент – характерная особенность более ранних стилей: неравномерная толщина волнистых линий, асимметричность орнамента. Изображение голов фигур в фас, а не профиль.
Броа – наличие «геометрической рамки» (восходит к орнаментике эпохи Венделя) – неровные и асимметричные фигуры заключаются в симметричную рамку. «Надутое туловище» - фигура зверя начинает разделяться на разные половины – переднюю и заднюю, соединение миниатюрно («талия»). Миниатюрная голова вплетается в тело соседнего зверя.
Характерная черта – мотив восьмеркообразного животного.
Борре (30е гг 9в. – ¾ 10в.).
Название по кладу бляшек из Борре.
Характеристики – выделенная голова животного, связующая лентовидная часть.
Зооморфные элементы окончательно складываются в зооморфный узел и вытеснили линейный ленточный орнамент.
Активное использование зерни и скани.
Мотивы:
1. Круглые фибулы – морды в фас (сверху) в центре, остальное – плетеные туловища.
2. Ring-chain – чередование круги и ромба/треугольника – без узлов.
3. Морда в фас над дуговидным туловищем.
Основное различие от предыдущего – вытеснение линейного ленточного орнамента. Высокая стандартизация: основные элементы звериный узел и ring-chain. Все элементы восходят к стилям Вендель Е и Усеберг/Броа. Начало массового производства – стандартизация стиля.
Еллинге ( ¾ 9 – ¾ 10).
Название – по находке из королевского кургана в Еллинге (Дания). Основа выделения – серебряная чаша.
Характерные особенности: головы в профиль, лентовидные туловища. Мотив «хватающегося зверя» сглаживается к переплетению фигуры. Часто - развернутость зверей спинами друг к другу (тяни-толкай). Развитие растительной орнаментации – широкое распространение завитков.
Маммен ( 2/2 10 – ½ 11).
Название – по стилистике вещей из кургана в Маммене (Дания). Сокращение «абстрактности» – увеличение размера тела зверя, вариации внутренней орнаментации (несколько рядов полос или точек). Постепенное распространение спиралевидного оформления бедренной части конечностей.
Рингерике (4/4 10 – ¾ 11).Название – по резному камню эпохи викингов. Особо распространен в оформлении рунических камней. Основной мотив – большой зверь. Характерная черта – спиралевидное оформление бедра. Используется обычно только одна фигура – орнамент создается переплетением конечностей.
Урнес (2/4 11 – 12).
Назван по орнаментике резьбы по дереву в церкви в Урнесе (Норвегия). Характерные особенности – использование старого мотива – сражающиеся звери (или кусающиеся звери), но в иных формах: тонкие конечности, сплетающиеся как нити.
Рекомендуется при прочтении смотреть картинки на ссылке (нашел Gaskonetz) - https://www.hurstwic....t/norse_art.htm
Орнаментальные стили эпохи викингов
Начато
Godi
, Фев 11 2007 01:08
орнамент скандинавия эпоха викингов стили орнаментации
6 ответов в теме
#1
Опубликовано 11 Февраль 2007 - 01:08
Главное - учет и контроль.
#2
Опубликовано 20 Февраль 2007 - 17:24
Годи, спасибо !
А по вендельским стилям такой спецкурс вам не читали ?
А по вендельским стилям такой спецкурс вам не читали ?
Что ты спрятал - то пропало, что ты отдал - то твое (Ш.Руставели).
Информация должна быть доступной
Информация должна быть доступной
#3
Опубликовано 20 Февраль 2007 - 18:43
Годи, а вот попробую сформулировать, если получится.
Стили названы по местам обнаружения находок в определенных памятниках, т.е. географически, или точнее топонимически.
Все стили обладают характерными особенностями, которые указывают на классификационные признаки, позволяющие выделить стиль.
Тут все понятно. Классифицируем по форме, времени и месту находки.
А вот что говорят о материалах? Какие поверхности возможно орнаментировать тем или иным стилем? Частота встречаемости этого стиля на том или ином материале.
Т.е. можно ли говорить конкретно о каменных, металлических, деревянных и тряпочных стилях?
Т.е. хочется перевести классификацию из раздела "искусствоведение" в разряд "материалоукрашательство" :-)
Стили названы по местам обнаружения находок в определенных памятниках, т.е. географически, или точнее топонимически.
Все стили обладают характерными особенностями, которые указывают на классификационные признаки, позволяющие выделить стиль.
Тут все понятно. Классифицируем по форме, времени и месту находки.
А вот что говорят о материалах? Какие поверхности возможно орнаментировать тем или иным стилем? Частота встречаемости этого стиля на том или ином материале.
Т.е. можно ли говорить конкретно о каменных, металлических, деревянных и тряпочных стилях?
Т.е. хочется перевести классификацию из раздела "искусствоведение" в разряд "материалоукрашательство" :-)
Тише, вы мешаете мне выделять сероводород! (с)
#4
Опубликовано 21 Февраль 2007 - 16:21
ЗАвисимость напрямую, насколько я понимаю, отсутствует из-за обеспеченности источниками (как обычно ...)...
Впрочем, определенные нюансы есть.
Броа/Усеберг - это прежде всего резьба по дереву.
Борре - преимущественно, литье.
Еллинге - литье
Маммен - литье и, в меньшей степени, вышивка.
Рингерике - в основном, рунические камни, хотя есть и "флюгера" в этом стиле.
Урнес - резьба по дереву и литье.
Я лично считаю, что прямой перенос орнамента с одного материала (например, рунического камня) на другой (например, вышивка или ткачество) некорректен. Более того, мне думается, что на некоторых материалах (например, кость) сохраняется некий "стилистически неопределяемый" орнамет - циркульный или плетенка, в частности на кости.
Впрочем, определенные нюансы есть.
Броа/Усеберг - это прежде всего резьба по дереву.
Борре - преимущественно, литье.
Еллинге - литье
Маммен - литье и, в меньшей степени, вышивка.
Рингерике - в основном, рунические камни, хотя есть и "флюгера" в этом стиле.
Урнес - резьба по дереву и литье.
Я лично считаю, что прямой перенос орнамента с одного материала (например, рунического камня) на другой (например, вышивка или ткачество) некорректен. Более того, мне думается, что на некоторых материалах (например, кость) сохраняется некий "стилистически неопределяемый" орнамет - циркульный или плетенка, в частности на кости.
Главное - учет и контроль.
#5
Опубликовано 21 Февраль 2007 - 21:07
Godi:Я лично считаю, что прямой перенос орнамента с одного материала (например,
рунического камня) на другой (например, вышивка или ткачество) некорректен.
Более того, мне думается, что на некоторых материалах (например, кость)
сохраняется некий "стилистически неопределяемый" орнамет - циркульный или
плетенка, в частности на кости.
(Данное высказывание "закон" для реконструктора.)и обсуждению не подлежит.
Я обсолютнейшим образом поддерживаю данную мысль.
рунического камня) на другой (например, вышивка или ткачество) некорректен.
Более того, мне думается, что на некоторых материалах (например, кость)
сохраняется некий "стилистически неопределяемый" орнамет - циркульный или
плетенка, в частности на кости.
(Данное высказывание "закон" для реконструктора.)и обсуждению не подлежит.
Я обсолютнейшим образом поддерживаю данную мысль.
#6
Опубликовано 21 Февраль 2007 - 21:35
к чему разговор вела, вот первый рефлекс начинающего рукодельца - увышиваться в смерть, чтоб только глаза за вышивкой были видны и желательно в стиле борре, вторая стадия - маммен даже на трусах, при этом полное равнодушие к декоративному контрастному шву. (россияне наверное уже миновали эти стадии в лохматых 90-х)
при попытках объяснить несовместимость орнаментации с разных материалоносителей помогает только лишь пример - ну не наклеивают же сейчас на пиджак светодиоды и пластиковую пленку.. (или уже наклеивают?)
Не диктует ли стилистику в первую очередь материал, а уже во вторую - школа?
перенос орнамента с одного материала (например, рунического камня) на другой (например, вышивка или ткачество) некорректен.
при попытках объяснить несовместимость орнаментации с разных материалоносителей помогает только лишь пример - ну не наклеивают же сейчас на пиджак светодиоды и пластиковую пленку.. (или уже наклеивают?)
Не диктует ли стилистику в первую очередь материал, а уже во вторую - школа?
Тише, вы мешаете мне выделять сероводород! (с)
#7
Опубликовано 21 Февраль 2007 - 21:43
Го, скорее всего именно так - материал первичен.
Тем более, что это жестко завязано на технологии обработки: резьба по камню, конечно, отчасти напоминает резьбу по восковой модели, но мягкость все же различна . А еще существуют технологии недоступные материалу: скань, зернь и инкрустация на камне невозможны или бессмысленны. Примеры, естественно, можно множить...
Мода про "увышивание" - знакомо, знакомо... А еще делают аппликацию ... Я лично склонен к более простым вариантам: тесьма или полоса ткани другого цвета... Хотя проблема личностной эстетики: т.е. эстетики современного человека и эстетики эпохи викингов остается открытой - получается, что все зависит от личного вкуса каждого ...
К сожалению, чувство стиля эпохи викингов есть очень у немногих нынешних мастеров ... Хотя есть некие вещи, которые "из головы" (и это обсуждалось с мастером), но я не смогу поручиться, что именно такого не было, настолько все похоже...
Тем более, что это жестко завязано на технологии обработки: резьба по камню, конечно, отчасти напоминает резьбу по восковой модели, но мягкость все же различна . А еще существуют технологии недоступные материалу: скань, зернь и инкрустация на камне невозможны или бессмысленны. Примеры, естественно, можно множить...
Мода про "увышивание" - знакомо, знакомо... А еще делают аппликацию ... Я лично склонен к более простым вариантам: тесьма или полоса ткани другого цвета... Хотя проблема личностной эстетики: т.е. эстетики современного человека и эстетики эпохи викингов остается открытой - получается, что все зависит от личного вкуса каждого ...
К сожалению, чувство стиля эпохи викингов есть очень у немногих нынешних мастеров ... Хотя есть некие вещи, которые "из головы" (и это обсуждалось с мастером), но я не смогу поручиться, что именно такого не было, настолько все похоже...
Главное - учет и контроль.
Также с меткой «орнамент, скандинавия, эпоха викингов, стили орнаментации»
Общие →
от Адама до Асгарда →
Случайная находка меча V-VI веков в ШвецииАвтор: Dmitrij • Дата: 05 Окт 2018 меч, скандинавия, v век |
|
|
||
Общие →
Раннее средневековье (IX-XI вв.) →
Поиск статьи - Лена Тюнмарк-Нюлен - RTАвтор: sasa • Дата: 09 Авг 2017 Скандинавия, эпоха викингов и еще 2... |
|
|
||
Общие →
Раннее средневековье (IX-XI вв.) →
Поиск информации о мече - RTАвтор: sasa • Дата: 09 Авг 2017 меч эпохи викингов, Скандинавия и еще 3... |
|
|
||
Общие →
Раннее средневековье (IX-XI вв.) →
Шаровары 2016Автор: Aarn • Дата: 21 Авг 2016 скандинавия, готланд, костюм |
|
|
||
Общие →
Раннее средневековье (IX-XI вв.) →
Фибула ГотландАвтор: Stayer85 • Дата: 24 Мар 2016 скандинавия, готланд, фибула и еще 1... |
|
|
0 пользователей читают эту тему
0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых