Basso Continuo
"basso continuo"
или :
"thoroughbass",
"figured bass",
"basse cifrée" (фр.),
"ground bass" (англ.),
"generalbass" (нем.),
"генерал-бас"
"continuo",
"конти́нуо",
бас ~ непрерывный ~ постоянный ~ продолжающийся ~ ...
Continuo - был стандартной практикой
примерно с 1600-х годов до поздних 1700-х.
Continuo это - создание
аккомпанемента
из сочинённой композитором басовой партии,
- посредством исполнения указанных басовых нот
и, на основе их,
- импровизирования гармонической составляющей (аккордов, арпеджий и пр.).
Композиторы часто писали цифры ("figures") в нотной басовой партии
(для указания интервалов аккомпанирующих звуков),
но правила исполнения continuo достаточно устойчивы,
чтобы квалифицированные исполнители могли играть аккомпанемент
даже и с нецифрованной басовой партии.
Композиторы, как правило, не указывали состав инструментов для continuo.
(Основное, - чтобы инструмент имел выразительный динамический диапазон).
Инструменты "continuo" это, обычно:
семейства лютневых, клавесинных, органных, и даже, смычковых ;
в частности, одна из любимых комбинаций 1600-х годов, это лютня-теорба и орган.
Мелодические инструменты (виолончель, фагот) могут играть басовую партию,
впрочем, в более ранней музыке, это мало распространено, да и не столь необходимо.
Представление, времён 1960-х годов, о том, что continuo - состоит из клавесина и виолончели,
восходит к выраженному предпочтению этой комбинации в камерной музыке около 1762 г.
Кристоффом Филлипом Эммануэлем Бахом (C.P.E. Bach), что сомнительно для более ранней музыки.
В оркестровой музыке, - аккомпанирующие инструменты используются с басовой секцией.
Собственно же происхождение continuo не может быть определено точно.
Возможно, это записанные нотами лютневые аккомпанементы к песням,
(которые, в свою очередь, происходят от импровизированных аккомпанементов),
возможно, - органные сопровождения, поддерживающие певчих,
- в литургической музыке конца 1500-х годов органист иногда играл
партию "basso seguente", последовательность от самого нижнего звука
данной части партитуры.
Исходя из "здравого смысла",
- как только инструмент способный к игре гармоний участвует в ансамбле,
исполнитель - естественным образом - чувствует эти гармонии.
Другой вероятный источник continuo, это практика "intabulation",
- способ записи, подразумевающий условленное сокращение нотации.
Интермедии и оперы того времени включали басовые партии,
это использовалось музыкантами гармонических инструментов,
и в самых ранних операх появляются и первые цифры.
"Rappresentatione di Anima e di Corpo", Emilio Cavalieri, 1600 г.,
а так же "Cento Concerti Ecclesiastici", Ludovico Viadana, 1602 г.
- содержат предисловия, которые объясняют, как "работает" continuo,
и как прочесть партии, ясно указывая, что тогда эта практика
ещё не была широко знакома исполнителям.
Поскольку искусство continuo не распространено далее специалистов по ранней музыке,
в нынешних изданиях, как правило, включают клавирную партию,
состоящую из оригинала continuo, и редакторской реализации гармоний для правой руки.
Искусные исполнители избегают использовать эти партии, допуская более спонтанный подход.
Кроме того, стиль раннего continuo имел тенденцию больше ориентироваться контрапунктово,
нежели поздний, ориентируемый и на гармонию, хотя это различие может и размываться.
[ "The Early Music FAQ", Todd Michel McComb (& Howard Posner, Alison Kranias, Philip Bayles)
/пер. Nevo/ ]