Состав Баховского хора
Это недавнее открытие.
Цитата И.С. Баха непосредственно :
"Церковный хор должен состоять по крайней мере из двенадцати человек,
так, чтобы, если двое или трое отсутствуют или больны, как это часто случается,
двойной хор всё же мог быть спет".
Бах говорит здесь о том, что было бы "идеальным",
и подразумевает он один голос на партию.
Практически же, он не сочинял много двойных хоров,
потому, что у него не было ресурсов.
Его стандартный хор состоял из четырех певцов.
Все они, конечно, первоклассные оплачиваемые профессионалы,
выбранные и обученные непосредственно Бахом,
и способные читать мучительно-трудную музыку
с листа корявой рукописной партитуры того, что Бах сочинил за пару дней до того,
или, скорее даже, партий, которые его жена и дети "набросали" из неё.
У них было приблизительно четыре дня,
чтобы довести всё это до исполнительского стандарта.
Сравните это с исполнением средним любительским хором общины
из восьмидесяти сносных певцов,
или с хором подобной численности, более компетентным,
пусть даже "Баховского уровня",
и Вы увидите Баха в ином свете.
Задумайтесь о кантатах Баха
- или даже, о работах вроде си-минорной мессы.
Избавьтесь от современных предвзятых мнений о "хоре и оркестре",
и, снова, загляните в партитуру.
То, что Вы увидите, это малый состав музыкантов (обычно около 10),
некоторые из которых, случалось, были певцами.
В одном моменте у нас дуэт для сопрано, флейты и аккомпанемента (continuo),
в другом - трио для вокального тенора, альта и гобоя,
и наконец хорал для вокального квартета,
но с инструментальными темами в нём.
Одна из любимых уловок Баха,
- написать инструментальную пьесу,
но пустить в ход мягко, на заднем плане, вокальный хорал,
на котором она базируется.
Все стандартные записи выдвинут вперёд перенасыщенный хор,
утопив важные инструментальные линии.
Даже сам Джошуа Рифкин, который сделал
несколько превосходных записей кантат с четырьмя солистами,
не принял все указания, и четыре его певца часто перекрывают инструменты.
Только Эндрю Пэррот сделал записи кантат,
которые помещают певцов и инструменты на указанную основу.
Это - драгоценности. Приобретите их.
Теперь, в то время, как бравые исследователи думали невероятное,
обнаруживается другое свидетельство.
Это не только Бах, это - все поколения перед Бахом.
Выясняется, что большинство Тюдоровской духовной музыки
следовало подобным принципам.
Хоральные монодии, спетые столькими певцами, сколько храм может собрать
(возможно 50 или 60 в кафедральном /соборном/ хоре),
и лучшие четыре или пять солистов, исполняющих контрапункт.
Это подход совершенно противоположный слышимому в большинстве записей.
Мы, по крайней мере теперь, можем исключить
умные интерпретации на титульных листах
вроде "Месса для пяти голосов" Уильяма Бёрда.
Никакой интерпретации не нужно.
Пять голосов означают пять голосов.
"It does what it says on the tin".
[ Paul Baker, "The Size of Bach's Choir" / Diabolus in Musica / (пер. Nevo) ]