Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Ранняя музыка


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
Нет ответов

#1 Nevo

Nevo
  • Горожанин
  • 319 Сообщений:
  • Location:С-Петербург

Опубликовано 09 Ноябрь 2018 - 10:55

  Что такое Ранняя Музыка? 
 
Термин "ранняя музыка" иногда вносит путаницу. 
Как очень специфический признак, музыка 1400-х 
это ранняя старинная музыка в смысле, который мы используем здесь, 
тогда как музыка 1940-х - нет. 
В контексте европейской классической музыки, 
самые известные произведения которой написаны в 1700-х и 1800-х, 
"ранняя" означает ранее этого периода. 
Таким образом, ранняя музыка обычно означает периоды 
  Средневековья, 
  Ренессанса 
  и Барокко 
в Западной музыке. 
Ранняя Музыка - также и стандартный термин, используемый в журналах, 
в отделах классической музыки магазинов звуко-записей и т.д. 
 
   Периоды музыки 
 
Определение стилистических периодов Западной музыки, 
и "ранней музыки" в том числе, основанное на точных датах, 
достаточно иллюзорно. 
Самая общая дата окончания, определённая для периода Барокко, 
- 1750 год и связана она со смертью Иоганна Себастиана Баха. 
Это запоминающаяся и приемлемая дата, 
часто используемая в определениях ранней музыки, 
но это также и упрощение различных стилистических событий того периода. 
Если рассматривать барокко, как стиль с определёнными чертами, 
то эти черты, как изменялись в сторону  "Классического" стиля 
некоторыми композиторами до этой даты, 
так и сохранились в работах некоторых композиторов и после этой даты. 
Стилистические периоды определяются лишь позже историками, 
которые обязательно распределяют приоритетность одних особенностей 
в сравнении с другими. 
   Барочная музыка возникает с развитием речитативного стиля 
у Монтеверди и других, с началами оперы, как формы, 
и с последовательным принятием Basso Continuo. 
Фактически, конец стиля Ренессанса около 1600, 
одно из самых ясных разграничений в Западной музыке, 
вследствие одновременности этих изменений и осознанности, 
с которой Монтеверди и другие обосновывали их. 
 
   Начало Ренессанса менее ясно. 
Полагают наличие двух существенных изменений, 
- использование интервала терции, как устойчивой гармонии, 
и новую гуманистическую ориентацию текста, сопровождаемого музыкой. 
  В этом случае важные изменения 
произошли в течение более чем нескольких десятилетий 
и, таким образом, большинство совместят начало Ренессанса 
с новыми гармониями Дюфаи около 1420, 
другие же соотнесут с гуманистическими текстами Жоскена около 1500. 
  Часть определений перейдёт тогда в последний период Высокого Ренессанса. 
Некоторые европейские классификации под определение ранней музыки 
включают лишь периоды Средневековья и Возрождения, 
период же Барокко рассматривают отдельно. 
 
   Древняя Музыка 
 
Очевидно, что наши знания о музыке и её исполнении тем меньше, 
чем дальше от нас то прошлое в которое мы вглядываемся. 
Виной тому как утрата и частичное разрушение источников, 
так и то, что чем большее время нас разделяет, тем меньше надежд, 
что мы правильно понимаем их условия и инструкции. 
   И если последний фактор мы хотя бы надеемся преодолеть 
по-мере исследований и изучений, то первые два непреодолимы. 
 
Начала Средневековой музыки это та область, 
где наше знание слишком неопределённо, чтобы называть точные даты. 
Некоторые тенденции действительно появляются в 1100-х, такие как 
   относительно значительный объём нотированной полифонии 
   и нелитургическая латинская песня. 
Поэтому есть соблазн обозначить "начала" Средневекового музыкального периода 
в этой точке, особенно из-за общих исторических факторов, 
окружающих "Ренессанс Двенадцатого Столетия." 
Однако, такое обозначение означает исключение тесно-связанного репертуара периода, 
пограничного XII-му столетию, а репертуар этот 
вообще не обладает никакой сколько-нибудь явной отправной точкой. 
 
Начало полифонии, вероятно сформировавшееся в результате импровизаций 
за столетия до основных кодификаций в 1100-х, 
является центральным событием в Западной музыкальной истории. 
   Однако, сохранившиеся Средневековые музыкальные источники, 
фактически представлены хоральной монодией. 
Это сравнительно большая область изучения и исполнения, 
в различных региональных и исторических стилях. 
Не только касательно полу-мифических уложений Григорианского хорала, 
но и различных более ранних песенных репертуаров 
для которых сохранились некоторые рукописные источники. 
 
  Есть также некоторые разрозненные источники древней музыки, 
которую можно было бы широко трактовать под термином ранней музыки. 
Вследствие их значительной древности 
их музыка весьма отлична от "обычных" "ранних музыкальных" репертуаров 
и часто рассматривается отдельно, 
тем более, что ни один из них не происходит непосредственно из Западной Европы. 
  Здесь есть настоящий разрыв 
без заметной стилистической непрерывности 
между сохранившейся древней музыкой 
и самой ранней Западной хоральной монодией несколькими столетиями спустя. 
 
   Возрождение 
 
Легко сказать, что ранняя музыка это музыка периодов 
   Средневековья, Ренессанса и Барокко, 
но почему именно этих периодов? 
Ответ сравнительно прост. 
Начиная с музыки Моцарта и Гайдна конца XVIII столетия, 
некоторые произведения попросту никогда не прекращали представляться публике. 
Музыка Моцарта и Гайдна и, особенно, Бетховена 
в следующем поколении исполнялась и при их жизни 
и затем после их смерти непрерывно до настоящего момента. 
 
   Это весьма значимое изменение, 
поскольку исторически говоря, более ранняя музыка 
зачастую не исполнялась даже уже спустя несколько десятилетий 
после того, как была написана. 
  В этой основной тенденции были некоторые исключения, 
особенно это касалось церемониальной музыки, 
звучавшей в Ватикане или на королевских похоронах. 
   Проще говоря, хоральные монодия и мелодии это лишь именно исключение. 
Однако, ранняя музыка становится "ранней" на основании именно того, 
что не имела этой публичной непрерывности, 
даже если у неё в действительности и были различные нити 
академической или специализированной непрерывности. 
 
   Ввернём замысловатую фразу, 
- ранняя музыка это музыка более ранняя, 
чем самая ранняя из обычно исполнявшейся на концертах 
на тот момент, когда исполнители решили заняться ранней музыкой. 
По большей части это произошло в 1900-х, постепенно, 
в течение нескольких десятилетий начала и середины столетия. 
 
Одними из первых учреждений, возрождавших музыку Ренессанса, 
были английские Кафедральные Хоры 
и теперь у них уже есть давняя традиция исполнения этой музыки. 
Их начальное знакомство с этим репертуаром было облегчено 
различными зачаточными музыковедческими усилиями в Англии 1800-х 
и, даже пожалуй особенно 1700-х, и было поддержано интересом 
к музыке Ренессанса среди английских композиторов начала XX столетия. 
 
К 1950-м ранняя музыка стала определённым феноменом 
с такими исполнителями, как Safford Cape, Alfred Deller, Noah Greenberg и др. 
С тех пор число исполнителей ранней музыки устойчиво увеличивалось 
по мере роста интереса аудитории до момента, 
когда объёмы продаж ранней музыки стали более-менее сравнимы 
с таковыми в области неранней классической музыки. 
 
Помимо исторической техники, 
изучение которой велось довольно последовательным образом в академии, 
и с которой многие видные композиторы знакомились в то или иное время, 
известны некоторые случаи, произошедшие до решающего момента, 
определившего движение по возрождению Ранней Музыки. 
   Это возрождение Мендельсоном в 1829 'Страстей по Матфею' Баха
- вероятно одно из самых существенных подобных событий, 
хотя сохранение 'Мессии' Генделя в пере-оркестровках Моцарта и других 
также примечательно, тем более, что эти события обусловили появление 
одних из первых сообществ музыкального наследия в Англии. 
   Таким образом, в работах некоторых композиторов были традиции исполнения, 
которые предшествуют существующему возрождению Ранней Музыки, 
но которые в общем не распространялись непрерывно на всё их творчество. 
Эти связующие нити исполнения могут быть интересны для изучения, 
тем более, что движение расширяется, 
как в историческом, так и в стилистическом диапазонах. 
Например, история музыкального возрождения в Англии уже весьма значима 
и в настоящее время оказывает влияние на различные стили исполнения. 
 
   Воссоздание 
 
Идея возрождения стала пробным камнем для движения Ранней Музыки, 
и следовательно тот факт, что некоторые стили исполнения 
продолжали выстраивать и развивать их собственную непрерывность, 
представляет некоторые философские осложнения. 
У музыкальных исполнителей прошлого 
была историческая возможность непосредственного обращения к источникам 
и, следовательно, возможность во многом не основывать свои интерпретации 
на том, что делали другие исполнители, но более опираться на собственное 
прямое интуитивное восприятие непосредственно источников. 
Это весьма отлично от влияния исполнительского "мейнстрима" в целом, 
и таким образом, появляется история непрерывности
и развития предыдущих идей исполнения, как таковых. 
Существование непрерывности исполнения внутри раннего музыкального сообщества 
само по себе уже обеспечивало некое раздвоение исполнительских целей, 
в этом отношении ранняя музыка была существенно радикальным движением. 
<... ...> 
  (Todd M. McComb, июнь 1995)
  /перевод Nevo/
 
 





0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых