Перейти к содержимому


Фото

Сергей Каинов. Кистени или весовые гири? К попытке одной переатрибутации


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
2 ответов в теме

#1 Bratinnik

Bratinnik
  • Горожанин
  • 222 Сообщений:
  • Gender:Male

Опубликовано 05 Октябрь 2018 - 20:52

Сергей Юрьевич Каинов. Кистени или весовые гири? К попытке одной переатрибутации. // Военная археология. Выпуск 4. 2018.

 

К сожалению, довольно поверхностный анализ. И одна из главных проблем тут, как и в статье Смирновой - что все гирьки рассматриваются скопом, несмотря на то, что они имеют существенные конструктивные различия, которые также могут указывать и на их разное функциональное назначение. Вот, например, 3 гирьки из ГИМа:

 

640px-War_flail_weights_Russia.jpg

 

Первая, как видно, имеет совсем крошечную петлю и, соответственно, отверстие. А это указывает на то, что её было невозможно привязать к достаточно толстой верёвке или ремню. Но, если это оружие, то оно должно иметь достаточно прочный подвес, чтобы не порваться во время боя. Петля также должна быть достаточно прочной, чтоб не сломаться при ударе. Кроме того, не ясно, зачем тут нужен острый "угол" на верхней части петли - с точки зрения удобства/надёжности крепления, он, кажется, будет только мешать.
Другое дело - кистени тип 5 по Кирпичникову. Тут и массивная прямоугольная петля, к которой можно было закрепить прочный подвес, и шипы, которые недвусмысленно намекают на назначение этого предмета.
 
Тем не менее, в статьях Смирновой и Каинова совершенно не учитывается ни форма и размер петли, ни форма самих грузов и наличие/отсутствие шипов, выступов или рёбер. А те признаки, которые рассмотрены - "знаки Рюриковичей", украшения, свинцовая заливка - сами по себе не могут однозначно свидетельствовать о том, являлся ли рассматриваемый предмет оружием, или нет.
 
Поэтому то, что было бы хорошо сделать - это:
1) Собрать все сведения о римских весах и гирьках для них.
2) Собрать все сведения о кистенях, про которые точно известно, что это - оружие.
3) И на основе этих данных попытаться выяснить, чем отличаются гирьки для весов от гирек для кистеней.
После этого уже можно будет делать вывод о том, чем же являются эти находки. При этом нельзя забывать и о том, что высказывались и другие предположения о назначении некоторых из этих гирек: грузы от арканов, болас, а самые мелкие - также утяжелители плетей, пряслица, грузила, пуговицы...
 
Что касается весов, то Смирнова приводит довольно много сведений о них, хотя нельзя сказать, что признаки весовых гирь подробно проанализированы, скорее - рассмотрены в общих чертах.
 
О кистенях Каинов приводит лишь 2 источника: Герберштейна и находку из Нефедьево. Герберштейн, безусловно, является несомненным свидетельством. А вот на каком основании находка из Нефедьево атрибутирована как кистень - не показано. Если же это кистень, то довольно нелогичной конструкции - непонятно, зачем нужно такое сложное металлическое навершие с двумя "подвесками", и при этом - примитивная костяная гиря, которая к тому же непонятно как крепилась к рукояти.
 
Но вот, например, весы из Британии, датируемые римским периодом:
spackmanbalancearm.jpg
Они также снабжены 2 "подвесками", которые служили для прицепления измеряемого груза.
Ещё современные весы из Тибета:
Tibetan_Scale_1.JPG
Конструктивно они близки к кистеню из Нефедьево тем, что имеют деревянный стержень и металлическое втульчатое навершие. Обратите также внимание на гирю уплощённой формы.
Существование римских весов с деревянным стержнем и бронзовой втулкой упоминается и в статье Смирновой.
 
Так что, похоже, что кистень из Нефедьево с тем же успехом мог быть и весами.
 
Поэтому здесь нужно провести тщательный анализ всех погребений с гирями Руси и сопредельных культур, чтобы выяснить, какие сопутствующие детали в них были (рукояти, подвесы, навершия, соединительные элементы) и делать дальнейшие выводы. Так, например, в Савинском курганном могильнике также был найден кистень с втулкой и остатками деревянной рукояти и ремня, но с бронзовой гирей (Л.М. Плетнева Оружие шеломокской культуры // Известия Алтайского государственного университета 2014).
 
Что же касается других сведений, не упомянутых Сергеем Каиновым, то о них - в следующий раз.

 


Пика не только пёстрой была - пёстрая пика острой была.

#2 Bratinnik

Bratinnik
  • Горожанин
  • 222 Сообщений:
  • Gender:Male

Опубликовано 14 Октябрь 2018 - 00:13

Итак, следующий раз. Конечно, много сведений я не смогу привести, тем более что я не историк, и вобще эту тему особо не изучал. Но, с учётом того, что этот вопрос вобще недостаточно изучен, возможно, что и эти сведения кому-то пригодятся.
 
Письменные свидетельства.
 
- Уже упомянутый Герберштейн. Его сообщение свидетельствует о конструкции (палка, к которой прибит ремень с грузом) этого оружия, о том, что ударные грузы делались из "меди, железа или оленьего рога", а также и о том, что некоторые гирьки были украшены ("но у государя этот обрубок был со всех сторон украшен золотом"). Непонятно, почему Герберштейн сравнивает кистень с цестом (coestus) - если верить ВП, то caestus - это что-то типа кастета.
 
Изобразительные источники.
 
Западноевропейские:
- Гравюры к изданию Герберштейна. 16 век. На гравюре со всадниками, приведённой в статье Сергея Каинова, вооружение показано достаточно схематично и условно (хотя, при желании, можно усмотреть сходство с типом 5 по Кирпичникову - те же 5 массивных треугольных шипов - но крайне спорно, что художник основывался здесь на реальном прототипе).
А вот другая гравюра отличается гораздо большим реализмом (уже отмечалось, что многие предметы на ней близки к реальным образцам, а именно сабля в ножнах похожа на саблю Мстиславского, а нож внизу - на кинжал Старицкого). Следовательно, можно предполагать, что кистень здесь также изображён реалистично.
post-20518-1262010588.jpg
Сведения, которые отсюда можно извлечь:
 - Характерная биконическая форма ударного груза соответствует типу 6 по Кирпичникову (форма петли здесь не видна, однако подвес значительной толщины указывает, что петля здесь тоже не маленькая).
 - Подвес, по-видимому, плетёный.
 - Рукоять без каких-либо втулок. И вобще, по-видимому, без каких-либо металлических деталей. Единственное, что здесь можно усмотреть - это, возможно, какие-то гвозди или заклёпки, которыми ремень прибит к рукояти (и то под вопросом).
 
Русских изобразительных источника мне известно лишь 2:
- Миниатюра Радзивилловской летописи. 15 век. Тут изображение слишком схематично, поэтому какие-то выводы по нему сложно делать.
- Икона «Феодор Стратилат в житии» в Кальбенштайнберге. 16 век. По ней также сложно делать выводы, поскольку она доступна в слишком маленьком разрешении.
 
Персидские миниатюры.
Все они датируются 16 веком и изображают или знатных тюркских пленников, или просто знатных людей.
Prisoner
2010 CKS 07871 0207 000(a heavily armed uzbek safavid iran Mid 16th century)
2017 CKS 14218 0038 000(a turkoman prisoner And nastaliq calligraphy safavid iran second half)
Islamic miniature An Uzbek Prisoner
Reza Jahangir Shah Miniature Painting Of Turkoman Or Mongol Chief Holding Arrow Men Middle aged Mongols Males

Некоторые выводы, которые можно из них извлечь:

 - Подвес, чаще, представляет собой ремень, реже - цепь.
 - Рукоять, в большинстве случаев, снабжена металлическими деталями с обоих концов.
 - Ударный груз большого размера, шаровидной формы, с маленькой круглой петлёй. В некоторых случаях верхняя и нижняя части шара показаны другим цветом, чем центр, что, возможно, указывает на наличие декоративных элементов.
 - Ременной подвес прикреплён к рукояти с боку. Детали крепления, однако, показаны только в одном случае - это что-то наподобие хомутов.
 - Крепление ударного груза к ремню показано по-разному. В 2 случаях - с помощью соединительного кольца. В 1 случае на ремне просматривается что-то наподобие наконечника. И ещё в 1 случае изображено отверстие в ремне, через которое груз прикреплён как бы перпендикулярно к ремню.
 
Сохранившиеся образцы. Здесь надо рассматривать только одноручные кистени с ременным подвесом.
 
- ГИМ. Россия, 18 век. Атрибутируется, как оружие участников восстания Пугачёва.
 - Рукоять здесь, похоже, с металлическими декоративными элементами (?)
 - Подвес к рукояти крепится при помощи металлического кольца. При этом к рукояти примотан ремень, к которому и прикреплено это кольцо. Подвес - сложный, с плетением.
 - Бронзовая гиря сферической формы с мелкими выступами. Петля, видимо, достаточно широкая, и по форме близка к прямоугольной, однако, это сложно разглядеть, т.к. у меня нет более качественных фотографий.
Этот кистень, емнип, также упоминается в диссертации Двуреченского, но у меня нет её под рукой.
 
- Museum für Deutsche Geschichte, W 59.3535. Россия, 18-19 в. (Europaische Hieb und Stichwaffen)
1488117757170786182.jpg
 - Деревянная рукоять, обтянутая кожей, длиной 418 мм.
 - Кожаный ремень прикреплён к рукояти без использования каких-либо металлических деталей.
 - Железный ударный груз формы, близкой к шаровидной, диаметром 58 мм; со сквозным отверстием. Без петли. Как именно груз закреплён на ремне - не ясно.
Общий вес оружия - 660 г. Это оружие здесь названо Kalmükenknute, однако не ясно, значит ли это, что данный артефакт связан с калмыками. Отмечено, что это оружие всадников.
 
- Российский этнографический музей / Временная выставка "Острый Смысл" (2006). Киргизия или Казахстан, датировка не указано, но, вероятно, это 19 или начало 20 в.
 - Простая деревянная рукоять.
 - Простой же ременной подвес. К рукояти он прикреплён через отверстие в рукояти и завязан узлом.
 - Очень крупный ударный груз шаровидной формы. Похоже, что деревянный (?). Круглая петля, выглядит очень маленькой по сравнению с грузом, однако, примерно сопоставима с диаметром рукояти или малость меньше.
 
Ещё есть вот такой артефакт из ГИМа:
но я сомневаюсь, что здесь подлинные подвес и рукоять.

 

Выводы. Конечно, все перечисленные свидетельства - это 15-19 века, поэтому на основании их делать выводы о назначении артефактов 10-13 веков надо с большой осторожностью. Но, если некие вещи имеют одинаковое назначение, то они также должны иметь какие-то общие конструктивные признаки, независимо от их датировки - отсюда и надо плясать.
1) Изобразительные источники (а именно - гравюра к изданию Герберштейна) позволяет предположить, что гири типа 6 по Кирпичникову принадлежали кистеням. Они же имеют следующие характерные черты:
 - Горизонтальное ребро, предназначеное, вероятно, для увеличения поражающего воздействия. Здесь, правда, надо отметить, что биконические гири от весов были распространены в Древнем Риме, и они не использовались в качестве оружия, поскольку были сделаны из свинца. (https://commons.wiki...ndID_87754).jpg)
 - Сравнительно большая (тут надо определить точные численные значения) ㅂ-образная петля. Характерная деталь - 2 выступа в верхей части, назначение которых, как можно предположить - для более надёжной фиксации гири на ремне, чтобы препятствовать её "выворачиванию" при ударе.
 - Некоторые также имеют небольшой выступ в самом низу, назначение которого не ясно. Однако, многие гири других типов имеют схожий выступ.
2) Соответственно, можно предположить, что принадлежали кистеням те гири, которые имеют ㅂ-образную петлю сопоставимого размера. Дополнительныей признак - наличие элементов, предназначенных для увеличения поражающего воздействия (рёбра, шипы, выступы).
Таковы гири тип 5 по Кирпичникову и гиря из Таганчи.
3) Гири типа 4, вероятно, также принадлежали кистеням, хотя они имеют петлю несколько иную, но вероятно, похожая - у гири первого кистеня из ГИМа. Плюс - наличие шаровидных выпуклостей.
4) Однако, было бы не верно утверждать, что любая гиря с широкой или прямоугольной петлёй - от кистеня. Известны и весовые гири с такой рукоятью. Это гири не от римских весов, и рукоять здесь не для подвешивания. (https://commons.wiki...:Gewichten1.jpg)
5) Круглая петля также не может быть однозначным признаком принадлежности гири к оружию или весам.
 
Среди гирек с круглой петлёй есть, однако, некоторые с интересной особенностью, а именно - имеющие уплощённую форму. Это типы 3 и 3А по Кирпичникову. Какой смысл в такой форме, если использовать их в качестве оружия - не ясно.
А вот гири от весов, имеющие данный признак, известны:
И, в этом случае, такая форма имеет практическую целесообразность. Плоскую гирю удобнее носить, также её можно положить на поверхность и она не укатится.
Кроме этого, есть ещё одна деталь. Большинство гирь данного типа имеют петлю меньше, чем гири других типов (судя по фотографиям Кирпичникова).
Это позволяет предположить, что гири типов 3 и 3А были весовыми.
Кирпичников приводит ещё несколько интересных сведений о типе 3.
Чтобы свинца шло меньше, в пустотелый футляр клали камешек. Из кистеней, побывавших в огне, свинец вытапливался (97 и 98), а из экземпляра Львовского музея его, очевидно, специально выплавляли, пробив дырку в бронзовой оболочке (101).
Здесь можно предположить, что упомянутая гирька, из которой выплавили свинец - ни что иное, как свидетельство жульничества продавца, который хотел уменьшить вес гири чтобы обвешивать покупателей.
Три маленьких, по-видимому, детских кистеня типа III, обнаруженных нами в КИМе после того как работа была написана, не включены в каталог
Здесь также можно предположить, что это весовые гирьки меньшего "калибра". Археологически известные образцы игрушечного оружия - деревянные; металлические детские кистени были бы травмоопасны и вряд ли применимы для игр.
 
Что касается костяных гирь, то тут не ясно, какой смысл вобще использовать кость для их изготовления - будь они хоть от весов, хоть от оружия. Ни в статье Смирновой, ни в статье Каинова этот вопрос не рассматривается. Смирнова, правда, отмечает, что использовалась та кость, которая имеет однородную структуру и большую плотность. Но металл, с точки зрения этих качеств, подходит гораздо лучше. Если же предположить, что это связано с дефицитом металла, то тут интересна находка из погребения в г. Великий Медер (8 век) - костяная гиря, закреплённая на железной цепи (Jozef Zabojnik. K problematike bijakov z obdobia Avarseho kaganatu. // Slovenska archeologia LVII-1, 2009). Было бы нелогично использовать костяную гирю из соображений экономии металла, и при этом - подвешивать её на металлическую цепь.
Ещё интересна костяная гиря с ¤-образной железной петлёй из Новгорода. Если эти 4 выступа на петле имели функциональное, а не декоративное назначение - то можно попытаться установить это назначение, и соответственно, сделать выводы о назначении самой гири.
Ещё вопрос - существуют ли точно идентифицированные весовые гири, сделанные из кости? О существовании гирь кистеней из "оленьего рога" однозначно свидетельствует Герберштейн. Также известно, что рог - это материал, который очень хорошо приспособлен для нанесения удара (Zora Miklikova. Osteologicka analyza bijakov zo Slovenska. // Slovenska archeologia LVII-1, 2009).
Вместе с тем, нельзя не заметить, что сохранившиеся костяные гири крайне разнообразны. Возможно, что они могли иметь разное назначение, поэтому здесь не разобраться без их более подробной типологии.
 
Ещё вопросы, которые было бы хорошо рассмотреть:
- Если гири некоторого типа были весовыми, то, как отметил Сергей Каинов, среди них должны быть группы гирь с одинаковым весом.
- Если же гири некоторого типа использовались в качестве оружия, то повреждения или следы ударов должны присутствовать не на некоторых, а на многих из них. Не знаю, насколько заметные повреждения могут быть на металлических грузах, но на костяных они наверняка должны быть.
Есть и ещё один момент - известно, что весовые гири в 18-20 в. иногда использовались в качестве ударного груза кистеней. Также известно, в качестве оружия часто использовались и русские безмены, поскольку конструктивно они схожи с булавой. Поэтому нельзя исключать возможности того, что и в более раннее время весовые гири, при необходимости, могли использоваться в качестве оружия. А некоторые из них, возможно, даже спецально были приспособлены для этой дополнительной функции.

Пика не только пёстрой была - пёстрая пика острой была.

#3 Bratinnik

Bratinnik
  • Горожанин
  • 222 Сообщений:
  • Gender:Male

Опубликовано 17 Август 2019 - 13:46

Совсем забыл - ещё всадник с картины "Битва под Оршей", 1520-1534.

 

Battle_of_Orsha_detail_02.jpg

 

Ну, тут вполне прослеживается ударный груз грушевидной формы; по-видимому, кожаный ремень в качестве подвеса; и, возможно, металлическая втулка.


Пика не только пёстрой была - пёстрая пика острой была.




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых