1618 г. - английский автор Майкл Барет (Michael Baret) впервые упоминает сабж, причем считает его наиболее правильным.
1805 г. - Джон Адамс считает этот способ "допустимым" (admissible) при езде по дорогам. В этом же году Федерико Маццукелли пишет об использовании его англоманами в Италии.
1880-е г. - строевая (тогда говорили "полевая") рысь введена как уставный способ езды в русской армии, но усваивается солдатами и офицерами с трудом. Вот какое описание сделал в это время С.Д. Шевич:
сделаны значительныя облегченiя въ посадкѣ вообще и ввели въ употребленiе полевую рысь, съ держанiемъ въ четыре повода, съ наклономъ корпуса въ передъ, съ упоромъ и привставанiемъ на стременахъ; но и тутъ безъ комедiи не обошлось: требуется, чтобы привставанiе производилось не въ одинъ темпъ, какъ того требуетъ натуральный бѣгъ лошади, и что невольно делается всякимъ казакомъ, но чтобы оно производилось непременно въ два темпа по Англiйски, чего не только-что не въ состоянiи понять и добиться солдатъ, но что не скоро дается даже и другому офицеру, потому что въ этомъ нѣтъ ни какой инстинктивной надобности и оно не подходитъ къ натуральному бѣгу лошади. Вотъ, если сѣсть на лошадь, съ очень крупною рысью и въ добавокъ тряскую, то безъ всякихъ вашихъ приказанiй и объясненiй, на третьей, много на четвертой верстѣ, оно само начнетъ подкидывать васъ въ два темпа, и тогда и лошади, и вамъ будетъ легко и удобно, а пересядете на другую лошадь, опять этого не потребуется и вы только напрасно будете утруждать себя, потому-что привставанiе въ одинъ темпъ будетъ вполне удовлетворять и васъ и лошадь вашу. Происхожденiе этой рыси весьма понятно: Англiйсткiя лошади, какъ кровные скакуны, такъ и полу-кровки (Гунтера), все лошади рослыя, имѣютъ длинныя ноги и высокiя прямыя бабки, а потому всѣ имѣютъ очень крупную рысь и весьма тряски; другихъ верховыхъ лошадей въ Англiи нѣтъ, почему всѣ Англичане и ѣздятъ рысью въ два темпа; а наши возводятъ изъ этого догматъ и требуютъ: «хоть тресни, а поезжай на всякой лошади въ два темпа!» Привыкнуть и исполнить можно все, только это будетъ изнасилованiемъ себя и излишней помехой лошади (сбиваешь ее съ такта), а потому оно безполезно.
Впрочем, по принятому до этого способу езды манежной (в нашей терминологии - учебной) рысью он проходится еще хлеще:
Что же касается посадки, требуемой Уставомъ для рыси, то она столько не подходяща, что если смеялись и порицали прежнее вытягиванье носковъ въ пѣхотѣ и изученiе впродолженiе цѣлыхъ годовъ маршировки тихимъ шагомъ, то все это, въ сравненiи съ посадкой на рыси, — верхъ премудрости и пользы. Требованiе: не упираться на стремена, разъ они есть; держать корпусъ отклоненнымъ нѣсколько назадъ; подпрыгивать какъ статуя на сѣдлѣ въ тактъ бѣга лошадей; отрывать себѣ при каждомъ взлетѣ и обратномъ паденнiи въ сѣдло легкiя и колотить своей тушей, какъ ступой, спину лошади все въ одну и ту же точку — очень необходимо для службы и очень удобно для всадника и лошади, особенно послѣ ѣды; всадникъ задыхается, прикусываетъ себѣ языкъ и икаетъ, а лошадь вторитъ ему по своему!
Изменено: xenophon, 04 Июнь 2019 - 19:45