Перейти к содержимому


Фото

Кулинарные раскопки в... "1001 ночи"

восточная кухня

  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
Нет ответов

#1 Tanagra

Tanagra
  • Горожанин
  • 29 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Нижний Новгород
  • Interests:Цыгане различных этногрупп
    Национальные и исторические виды вышивки
    Этнические и исторические куклы и игрушки
    Национальные танцы

Опубликовано 23 Сентябрь 2013 - 19:36

Разговор на эту тему завёлся в "Пивнушке", в "Что не надо готовить на фестивалях". В итоге уважаемый Nickolas порекомендовал создать здесь отдельную тему для своего рода кулинарных "раскопок" в этом цикле историй. С поисками подтверждений в и поныне существующих рецептах восточной кухни. Хорошо бы ещё свериться с текстом на языке оригинала, но мне - увы, это недоступно по причине незнания языка. Может, кто-то знающий заинтересуется и поможет?
Средневековое происхождение сказок "1001 ночи" исследователями не оспаривается. И, несмотря на фантастичность сюжетов, цикл этот кристаллизовался из рассказов купцов, горожан, путешественников и пр. РЕАЛЬНО ЖИВШИХ тогда людей. Естественно, что они вносили в сюжеты сказок то, что видели вокруг себя, картинки и нюансы своей повседневной жизни. И, если отбросить всяких там джиннов, волшебные пещеры, "злых магрибских колдунов" и прочую дивность, то мы видим немало описаний совершенно бытовых моментов - случаев из частной жизни, обычаев, одежд, кушаний...
Так вот, насчёт кушаний.

Раскоп № 1: "Рассказ о Маруфе-башмачнике". Шурф № 1: кунафа (дублирую сообщение из темы в "Пивнушке").

Рассказывают также, о счастливый царь, что был в городе Мисре-Охраняемом один башмачник, который ставил заплатки на старые сапоги. Его имя было Маруф, и у него была жена по имени Фатима, а по прозванию ведьма, и прозвали ее так потому, что она была нечестивая злодейка, бесстыдница и смутьянка...
...Однажды она сказала ему: «О Маруф, я хочу, чтобы ты сегодня вечером принёс мне кунафу с пчелиным мёдом», И Маруф молвил: «Аллах великий поможет мне заработать её цену, и я принесу тебе сегодня вечером...
...И он просидел в лавке до полудня, но работа не пришла к нему, и усилился в нем страх перед женой.
И Маруф поднялся и запер лавку, не зная, как быть с кунафой, так как ему нечем было платить за хлеб.
И он прошёл мимо лавки торговца кунафой и остановился, смущённый, и глаза его наполнились слезами. И кунафщик заметил его и сказал: «О мастер Маруф, чего ты плачешь? Расскажи мне, что тебя поразило».
Маруф рассказал ему свою историю и сказал: «Моя жена жестокосердая, и она потребовала от меня кунафы, и я просидел в лавке, пока не прошло полдня, и не пришла ко мне даже цена хлеба, и я боюсь моей жены». И кунафщик засмеялся и сказал: «С тобой не будет беды! Сколько ты хочешь купить кунафы?» – «Пять ритлей» – сказал Маруф. И кунафщик отвесил ему пять ритлей и сказал: «Топлёное масло у меня есть, но у меня нет пчелиного мёда, а есть только тростниковый мёд. Он лучше, чем пчелиный мёд, и что за беда, если кунафа будет с тростниковым мёдом?»
И Маруфу стало стыдно, так как кунафщик должен был ждать платы. И он сказал ему: «Давай кунафы с тростниковым мёдом». И кунафщик изжарил ему кунафу на масле и вымочил её в тростниковом меду, и она стала подарком для царей...
...И потом он вошёл к своей жене, и та спросила: «Ты принёс кунафу?» И Маруф ответил: «Да». И положил её перед ней. И Фатима взглянула на кунафу и, увидев, что она с тростниковым мёдом, сказала: «Разве я не говорила тебе: принеси её с пчелиным мёдом? Ты поступаешь наперекор моему желанию и приносишь её с тростниковым мёдом»...

"1001 ночь. Рассказ о Маруфе-башмачнике", ночи 989-1001
Примечания:
Миср - Каир.
Кунафа - лепешка на масле из лучшей пшеничной муки, сдобренная мёдом.


Версии возникновения кунафы две. Первая относится к 600-620 г.
Халиф государства Шаам (куда входили такие страны как Сирии, Палестина,Ливан) Mo'aweia Ibn Abi Sofian в Рамадан (во время поста) чувствовал сильное чувство голода и приказал своим подчиненным приготовить блюдо, которое могло насытить его на долго. Вот так для него приготовили кунафу.
Вторая версия относится к 973 году.
В этот год был построен Каир. Халиф государства Фатимидов ((Государство Фатимидов (910—1171) — средневековое шиитское (исмаилитское) арабское государство с центром в Каире (с 972). В эпоху своего могущества Фатимидский халифат включал в себя территории Египта, Магриба, Палестины и Сирии. Откололось от халифата Аббасидов в результате восстания в провинции Ифрикия (современный Тунис) берберских племен, возглавляемых исмаилитским проповедником Абу Абдаллахом. Абу Абдаллах передал всю власть Убейдаллаху, который утверждал, что является потомком Фатимы. Низложено Саладином — курдским военначальником, призванным для организации обороны против крестоносцев в 1169.) Mo'ez Ledeellah Al Fatemy приехал на открытие Каира (это было в Рамадан) и в честь него было приготовлено новое блюдо - кунафа.

Для Египта кунафа, пожалуй, такое же любимое национальное блюдо, как фуль медаммес. Кунафу (тесто) готовят следующим образом. Сначала приготовляют негустое тесто. Затем раскаляют сковородку на огне и выливают на нее тесто тонкими струйками из сосуда с дырочками. Так довольно быстро готовится своеобразная лапша - тесто кадаиф. Его держат на сковороде буквально 5-10 секунд и подрумянивают только с одной стороны.
Опубликованное фото
В Каире существуют известные всему городу кафе, которые славятся приготовлением того или иного народного кушанья. Если вы полистаете произведения египетских писателей 20-30-х годов нашего века, наверняка встретите упоминание о том, что самую лучшую кунафу в Каире можно было отведать у сейида Али аль-Канафани около Баб аль-Мутавалли. Это кафе сохранялось там и в наше время.

(Взято тут )

Из приведённого отрывка сказки можем видеть:
1. В средние века в Египте существовали лавки, специализировавшиеся на изготовлении и продаже тех или иных блюд. (традиция, как видим из современной ссылки, и поныне никуда не делась)
2. Замешивалась и жарилась кунафа на топлёном масле.
3. По поводу сортов мёда, упоминаемых в "Рассказе о Маруфе-башмачнике". Не имеется ли в виду под названием "пчелиный мёд" - собственно, мёд, а под "тростниковым мёдом" - сироп, производимый из сахарного тростника?

По-видимому, первое упоминание о сахаре в античные времена относится ко времени похода в Индию Александра Македонского. В 327 до н.э. один из его полководцев, Неарх, докладывал: "Говорят, что в Индии растет тростник, дающий мед без помощи пчел; будто бы из него можно также приготовить опьяняющий напиток, хотя плодов на этом растении нет".
(откуда дровишки про Неарха - не знаю, за что купила - за то продаю, ссылка вот )

Арабы начали культивировать СТ в Египте в 12 веке, но ещё в 9-м его упоминали, как растение, разводимое на берегах Персидского залива. Тогда становится понятной фраза "тростниковый мёд лучше пчелиного" (до массового культивирования СТ его сироп считался редким и дорогим веществом, лекарством из Китая) и то, что жена Маруфа с первого взгляда поняла, чем полито лакомство.
Далее. Кунафщик, который отпустил Маруфу довольно дорогое лакомство В ДОЛГ, говорит: "но у меня нет пчелиного мёда, а есть только тростниковый мёд. Он лучше, чем пчелиный мёд, и что за беда, если кунафа будет с тростниковым мёдом?".

Мнение уважаемого Nickolas-а:

Маруф зашел за кунафой вечером. Обычного меда у торговца не было. Можно предположить, что к этому времени обычный мед закончился, так как был дешевле тростникового (вполне обычная ситуация: дешевое раскупили в первую очередь). А легкое согласие торговца кунафой заменить обычный мед тростниковым (проявление доброты) показано для усиления контраста с последующим поведением жены Маруфа (нечестивой злодейки и т.д. по тексту).

Получается, что сюжет сказки появился в те времена, когда в Египте тростниковый "мёд" всё ещё был дороже обычного, пчелиного?

4. Отпускали кунафу по весу. Причём, судя по отрывку, кунафщик явно сперва взвесил Маруфу уже готовое тесто-кадаиф, а уж потом замешал кунафу с маслом, обжарил и полил мёдом (сахарным сиропом?).
В общем-то, и сейчас в магазинах стран Востока можно купить готовый кадаиф для кунафы.
Опубликованное фото

5. Судя по описанию приготовления теста кадаиф, примечание к тексту "1001 ночи" о том, что "кунафа - это ЛЕПЁШКА" - мягко говоря, искажает действительность. Если кунафа, как говорилось выше, была придумана специально как праздничное блюдо для калифа... Как вы думаете, стали бы столь уважаемой персоне подносить какую-то там лепёшку - пусть даже и с мёдом? :P Вряд ли.
Видов кунафы несколько, но основу её всегда составляют испечённые "нити" теста кадаиф. Просто их могут уложить по-разному. Могут лепёшкой (отсюда, наверно, и заблуждение составителей примечания),
Опубликованное фото
а могут и отдельными пирожными.
Опубликованное фото

Когда-то в школе, в доинтернетные времена, читая эту сказку, я вообще думала, что кунафа - это что-то вроде мягкой слойки (как хачапури, но без начинки), а тростниковый мёд - это мёд, собранный пчёлами с соцветий тростника (ну откуда я знаю, мож там есть какой-нибудь вид папируса, который умеет цвести! ^_^ )
Вот только теперь всё открывается.

Мне бы хотелось продолжить эти раскопки (только осложняется всё тем, что мадам Шахерезаду я долго читать не могу - засыпаю). Попробую по мере возможностей. Кому интересно - подключайтесь.

Изменено: Tanagra, 23 Сентябрь 2013 - 19:37

  • elena balashova это нравится
Предки были не дураки! (с)
--------------------------------------
Заходите в гости




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых