ПУТЕШЕСТВИЕ АНТИОХИЙСКОГО ПАТРИАРХА МАКАРИЯ В РОССИЮ
в половине ХVІІ века,
описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским.
(цитаты из текста, в хронологическом порядке)
Мы говорили с ним по-турецки и по-гречески, а он передавал им по-русски, ибо язык у казаков, сербов, болгар и московитов один.
Молдавия -
Точно так же музыканты с барабанами, флейтами, трубами, с факелами ходили во всю эту ночь и в ночь на второй день Богоявленья, поздравляя государственных сановников, приходили и к нам и поздравляли с праздником нашего владыку патриарха. Все они турки.
То же делали увеселители, барабанщики, флейтисты и трубачи: они также ходили толпами всю ночь накануне Рождества и под второй день (праздника) по домам государственных сановников, приходили и к архиерею и к пребывавшему в это время (в городе) патриарху. Большинство музыкантов – из турецких стран.
Мы очень удивлялись многочисленности солдат в Валахии: они из разных племен. Несмотря на то, что в Валахии тысячи тысяч кабаков с вином, водкой, пивом и иными напитками и все пьют, мы ни разу не видали, чтобы кто-нибудь из них был пьян или кого поранил или убил, или совершил какой-либо гнусный поступок, но все ведут себя тихо, спокойно и благоразумно.
Пили много здравиц из больших кубков, вмещавших в себе целое око вина: во-первых, каждому подносились три кубка за раз в честь праздника, во-вторых, еще три в честь нашего владыки патриарха, в-третьих, больше и больше за раз в честь господаря. Никто решительно не освобождался от питья, ибо это обычай всем известный, что всякий, кто сидит за столом с господарем, обязан пить таким образом.
Знай, что большинство конюхов при лошадях господарей и государственных сановников – уроженцы нашей страны и Египта, мусульмане и христиане. Здесь держат множество черных рабов, которых валахи называют арапидес, т.е. арабами, думая, что все жители нашей страны такие же черные рабы или конюхи.
В дни заговений мы любовались их свадьбами, которых в это время у них бывает весьма много. Накануне свадьбы жених с своими приятелями ходит по улицам города в продолжение всей ночи с барабанами, флейтами и свечами. Невеста с другими девицами, сидя в экипажах и имея позади себя музыкантов, также объезжает городские кварталы, с открытой головой, по обычаю девиц здешней страны.
Знай, что жены и дочери в стране валахов скромны, непорочны и весьма целомудренны. Всякого, о ком станет известно что-либо позорное, если это мужчина, то ссылают в рудники разбивать каменную соль, откуда нет спасения, женщин же непременно подвергают потоплению.
Знай, что в этой стране родственники умершего соблюдают такой обычай: мужчины ходят постоянно с открытыми головами в продолжение 15 дней, женщины же и девицы только распускают волосы. Ни громкого плача, ни криков не бывает, но сдержанность и скромность.
Увеселители, барабанщики, флейтисты, трубачи, тамбуринисты, арфисты и певцы турецкие, вместе с шутами, сидели под навесами столовой в саду, чтобы их мог видеть господарь.
(Павел Алеппский подчеркивает, что никогда не видел музыкантов у Московитов - тем более на пирах. Только певчие в церквях.).
Начиная с этого города и по всей земле русских, то есть казаков, мы заметили возбудившую наше удивление прекрасную черту: все они, за исключением немногих, даже большинство их жен и дочерей, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковные напевы; кроме того, священники обучают сирот и не оставляют их шататься по улицам невеждами.
Страна казаков - Мы остановились в своем прежнем помещении и любовались видом большой ярмарки, которая бывает здесь в праздник св. Иоанна Крестителя; на нее съезжается множество греческих купцов из Румелии и Карамании с шелками, шалями, персидскими коврами, белыми аба (плащами) и пр. В стране казаков ярмарки бывают непрерывно от начала года до конца: в каждый праздник, во всякое время года, бывает ярмарка в том или другом из их городов, как это введено еще во времена владычества ляхов.
Умы наши поражались изумлением при виде огромного множества детей всех возрастов, которые сыпались, как песок. Мы заметили в этом благословенном народе набожность, богобоязненность и благочестие, приводящие ум в изумление. С пением и свечами они пошли впереди нас и проводили до дома протоиерея, где нас поместили. Вечером дети-сироты по обыкновению ходили по домам, воспевая гимны, восхищающий и радующий душу напев и приятные голоса их приводили нас в изумление.
Всякий базар и местечко в земле казаков обилуют жителями, в особенности маленькими детьми. Каждый город имеет, может быть, до 40, 50 и более тысяч душ; но дети многочисленнее травы и все умеют читать, даже сироты. Вдов и сирот в этой стране множество; их мужья были убиты в беспрерывных войнах. Но у них есть хороший обычай: они женят своих детей юными и по этой причине они многочисленнее звезд небесных и песка морского.
Знай, что начиная с Валахии и Молдавии и страны казаков до земли московской все дороги проходят чрез средину городов и деревень, при чем путешественник ступает в одни ворота и выезжает в другие, а потайных дорог мимо города вовсе нет. Это большая охрана.
Знай, что на дверях каждой из церквей казацких бывает железная цепь, вроде той цепи, которую налагают на шею пленникам. Мы спросили об ней и нам сказали, что всякому, кто приходит в церковь на рассвете после звона, вешают эту цепь на шею на целый день и он остается распятым на дверном отворе, не имея возможности шевельнуться. Это его эпитимия.
Ничто так не удивляло нас, как изобилие у них запасов и птиц, именно: кур, гусей, уток, индюшек, которые во множестве гуляют в полях и лесах, кормясь вдали от городов и деревень. они кладут свои яйца среди леса и в скрытых местах, потому что некому их разыскивать по причине их множества. В этой стране нет и не знают ни хорьков, ни орлов, ни пресмыкающихся; а если изредка и попадаются змеи, как мы видели одну по пути из Валахии до столицы Московии и убили ее, то они безвредны. Нет у них ни воров, ни грабителей. …Но вернее то, как нам говорили, что в этой стране нет ни одной женщины бесплодной. Это дело очевидное, для всякого несомненное и испытанное.
Знай, что во всех кельях: у митрополита, епископа, архимандрита, у дьякона или монаха имеется бессчетное множество дорогого оружия, именно: малые алтирские и черкесские ружья, сабли, пистолеты, луки со стрелами и проч. (Печерская лавра).
Знай, что в земле казаков евреи, во время владычества ляхов, устраивали внутри своих жилищ род постоялых дворов из дерева, обширных и высоких, для путешественников в зимнее время, чтобы, по своей пронырливости, попользоваться от них, продавая им сено для их животных, пищу для них самих, получая за постой, хотя бы на один час, за водку и другие напитки и за все, в чем они нуждаются. В этой же стране московитов ничего подобного нет, но путешественники останавливаются в домах у жителей;
Пение казаков радует душу и исцеляет от печалей, ибо их напев приятен, идет от сердца и исполняется как бы из одних уст; они страстно любят нотное пение, нежные и сладостные мелодии.
Но наибольшее удовольствие патриарх и царь находили в пении детей казаков, коих царь привез много из страны ляхов и отдал патриарху, который одел их наилучшим образом, зачислил в свои служители, назначив содержание, и потом посвятил в анагносты. Они всегда имели первенство в пении, которое предпочитают пению певчих-московитов, басистому и грубому.
Христиане в Молдавии, Валахии и в земле казаков имеют обычай хоронить своих покойников в досчатых гробах;
В это время прибыли к царю несколько донских казаков со своим гетманом и доложили ему, что они покорили крепость Тамань, отстоящую от Кафы на 120 миль. Рассказывали, что они вышли в Черное море на сорока чайках. В каждой чайке бывает, обыкновенно, по 90 ратников, из коих половина гребет веслами, а другие сражаются, — попеременно. Они напали на крепость Тамань ночью и, взойдя на ее стены по лестницам, спустились в нее, где перебили и взяли в плен более пяти тысяч человек. Сначала они послали к царю гонцов, испрашивая его распоряжений, как им поступить с нею. Царь приказал разрушить ее до основания по причинам государственным, кои я не в состоянии изъяснить. Казаки разрушили ее и сбросили в море ее большие пушки, забрали там огромную добычу и пошли оттуда к Синопу, к Ризе и в тамошние области, где совершили большие опустошения и захватили много добычи и бессчетное число пленников. Когда они возвратились на Дон, свое местопребывание, явились родственники пленников и многих из них выкупили, избавив от неволи; с остальной же добычей и пленниками казаки прибыли в Москву, где и продали их вместе с одеждами, вещами, серебром, золотом и османи, (Турецкая монета.) которые продавали не по цене их, а на фунты, и потом вернулись в свою страну.
Разговаривая с ними, мы дивились на них, на их мужественный вид и рост. Они называют вино, как турки, шараб, а водку араки. [
Нам рассказывали в этом городе, что, когда появился Хмель и, очистив землю от многих тысяч евреев, пришел в эту местность, то все оставшиеся в живых евреи, их богачи и вельможи, собрались и ушли в крепость, по имени Тульжини (Тульчин (В Подольской губернии.)), со своим имуществом и богатством, и там укрепились, имея пушки, порох и съестные припасы. Казаки подступили, осадили их и, покорив мечом, вошли в крепость и избили не мечами, а палками и поленьями, всех там находившихся, коих было около двадцати тысяч душ; даже младенцев казаки вытаскивали копьями из живота беременных женщин и убивали; таким образом уничтожили их всех и захватили себе в добычу их сокровища. Они делили между собой мерами золото, заключавшееся в бочонках, и продавали за пустяки самые ценные вещи: за грош серебряное блюдо или чашу, подсвечник, кадильницу или иное — предметы, цены которым они не знают. Нам рассказывали, что в одном городе (Пропуск в рукописи.) … казаки избили 70 тысяч евреев, так как неверные не довольствовались угнетением их, но совершали насилия над их женами и дочерьми. По этой причине прогневался Бог на них и на ляхов, давших им власть.
Мы спрашивали еврея Яки [Янаки, который нашел убежище в Молдавии], что сделал Хмель с евреями в стране ляхов, и тот отвечал, что он больше причинил им зла и больше совершил избиений среди них, чем в древности Веспасиан. На это мы рассмеялись.
С самого начала своей деятельности гетман обнаруживал храбрость и ум, имел чин сотника, то есть юзбаши, и по наследству от предков пользовался для [6] своего пропитания доходами одного города. Прежний польский король питал к нему сильную любовь и, кроме собственного его имени Зенобиос (Зиновий), назвал его еще Ихмилем (Хмелем), что на их языке значит «ловкий».
Вся эта страна, называемая Малою Россией, с давних пор и по настоящее время управлялась своими государями. По свидетельству истории, жители ее в правление греческого императора Василия Македонянина были обращены чрез него в христианство. Государем их в то время был Владимир, а столицей город Киюф (Киев), (Автор, по-видимому, не знал, что Киев по-арабски называется Куяба. Под этим именем Киев был издревле известен восточным писателям.) и они составляли независимое государство. Но так как ни одному народу невозможно вечно сохранять свою независимость, всеславный Творец отдавал один народ во власть другому для его искоренения, как это происходит с древних времен и по настоящее время. Рассказывают, что этот народ, то есть ляхи, вышел из земель франкских и завоевал все эти страны; доказательство этому ясное: лях по-латыни значит «лев» [а имя страны ляхов на латинском языке Полония]. По этой причине печать их короля, а равно печати их и страны (То есть национальный герб.) носят изображение льва и, кроме того, орла. Оттого же они чеканят монету груш (грош) (В подлиннике: груш эль-кельбг, «собачий грош (или пиастр)». Сильвестр де-Саси (Journal des Sаrants, 1832) высказывает предположение, что простой народ принимал по ошибке изображенного на монетах льва за собаку и потому называл их «собачьими» грошами.) собачий с изображением льва в соответствие своему имени, а свои залтаты (злоты) (Злот в 30 грошей равнялся 15 коп. сер.) с изображением двукрылого орла. Они хвастают этим, говоря: «мы сыны Александра (Македонского) и его потомков», и еще по настоящее время украшают себя и своих коней крыльями больших птиц. Все это происходит от их заносчивости, кичливости и гордости, ибо нет на всей земле народа, равного им по гордости, надменности и высокомерию, как впоследствии это разъяснится из того, что мы расскажем из их истории, если Богу будет угодно.
Покорив всю землю казаков, они не довольствовались харачем и десятиной с них, но стали отдавать их во власть евреям и армянам и под конец дошли до насилий над их женами и дочерьми, так что казаки, быв государями и властелинами, сделались рабами проклятых евреев. Это первое. Вторым было то, что издревле у ляхов существовало установление обращать 40.000 казаков в (регулярное) войско, [8] дабы они стерегли их от татар. Однако дело дошло до того, что ляхи совершенно отменили это установление, дабы не оставлять у казаков силы. Затем они все увеличивали свое тиранство, и наконец казаки должны были слушать обращенные к ним речи священников-иезуитов, вернее, езидов, (Автор, в своем негодовании, сближает иезуитов с езидами, которых он, конечно, считал поклонниками дьявола.) которые стремились всех (православных) искоренить и сделать подобно им, франкам, последователями папы. Сорок лет тому назад они дошли до того, что разрушили все их церкви и прекратили у них священство, и довели свое безбожие и тиранство до такой степени, что сожгли митрополита земли казаков вместе с одиннадцатью его епископами и священниками, изжарив их в огне на железных прутьях, думая этим устрашить и запугать казаков, — нечестие и ужасы, каких не совершали в свое время идолопоклонники.
В эту пору наши братья казаки терпели великие страдания, и смельчаки из них бежали из-под власти ляхов на остров в устье великой реки Ниброса (Днепра), впадающей в Черное море. Тут они построили большую неприступную крепость, в которой стали селиться храбрые юноши из чужеземцев, но без женщин, и теперь их собралось около 50 тысяч. Они называются Донскими казаками, по-турецки Тонун-казакы. (Автор смешивает запорожских казаков, о которых здесь идет речь, с донскими.) Своим промыслом они сделали разбой и грабежи на Черном море.
Между тем все казаки терпеливо сносили притеснения и обиды ляхов и испытывали от них тиранство, подобно перенесенному в свое время мучениками, но не роптали и не обращали на них внимания, в терпении покоряясь определению Всевышнего Бога.
Лет тридцать тому назад среди казаков появились три брата в одно время и, поднявшись на ляхов, воевали с ними и разбили их наголову, и собралось вокруг братьев множество войска из казаков. (Откуда Павел Алеппский заимствовал этот анекдот о трех братьях, трудно сказать, - быть может, из слышанных, но плохо понятых им рассказов о восстаниях Наливайка, Павлюка и Остраницы.) Они поселились в городе Киеве и построили себе монастырь. (У Бельфура: «учредили свои собственные знамена и начальников».)
Павел называет Хмельницкого везде Хмелем (собственно Ихмиль, по свойству арабского произношения). Так же он постоянно именуется в хронике о восстаниях казаков, на древнееврейском языке, автором которой был современник Хмельницкого, заславский еврей Натан Моисеев Ганновер. Эта хроника издана в 1895 г. в немецком переводе доктором Манделькерном в Лейпциге. Нужно думать, что Хмель было настоящей малорусской фамилией знаменитого гетмана, переделанной потом на польский лад в Хмельницкий.) Какое это прекрасное имя: ловкий! Сами ляхи назвали его Хмелем, а слово «хмель» у них значит: ловкий. Так его назвал краль. Они применили к нему это прозвище «Хмель», по имени растения, которое у них произрастает; оно похоже на фасоль цветами и листьями, но вьется по деревьям подобно лефляфэ.
Но когда наступит светлая Пасха [с ее цветами], он поднимается и к нему собирается [21] 500.000 бойцов, воителей за веру православную, ратующих до самопожертвования по любви к Господу их, а не из желания получать содержание или иные выгоды. Хмель теперь может гордиться этим пред царями всей земли, ибо у него более 500.000 ратников, которые служат без всякого содержания. По его зову они являются к нему на помощь со своим запасом съестного и всего им необходимого. И они все, и он, от праздника Пасхи до великого заговенья, (Перед великим постом.) обитают в степях, в разлуке с женами и детьми, в целомудрии и совершенной чистоте. В таком положении они находятся из года в год до сих пор, вот уже восемь лет. Какой это благословенный народ! Как он многочислен! Какая (строго) православная вера! Как она велика! Ты мог бы видеть их, читатель, стоящими в церкви недвижимо, подобно камням. Мы же много страдали от усталости, так что душа у нас разрывалась от изнеможения и тоски. Но с их стороны, как нами упомянуто, мы видели чрезвычайную набожность, богобоязненность и смирение.
Все эти тысячи войска собираются у Хмеля при походе, составляя более 500 тысяч. Они в совершенстве обучены знанию различных военных хитростей. В настоящее время у гетмана оказывается около ста тысяч храбрых молодых людей, искусных в верховой езде и джигитовке. Прежде эти войска были просто поселяне, (В подлиннике: райя. Называя их так, Павел, конечно, полагал, что они, подобно турецким райям (подданные-немусульмане), не несли военной службы.) не обладавшие никакой опытностью в войне, но постепенно обучились. Упомянутые же молодые люди все обучались с малых лет наездничеству, храбрости, стрельбе из ружей и метанию стрел. Заметь, что все эти воины не получают содержания, но сеют хлеб, сколько пожелают, затем жнут его и убирают в свои дома. Никто не берет с них ни десятины, ни иного подобного: они от всего этого свободны; и в таком положении находятся все подданные страны казаков: не знают ни налогов, ни харача, ни десятины. Но Хмель отдает на откуп весь таможенный сбор с купцов на границах своего государства, а также доходы с меда, пива и водки, за сто тысяч динаров (червонцев) содержателям таможен. Этого хватает ему на расходы на целый год. Кроме этого он ничего не берет.
Эти сведения о Хмеле и казаках, кои мы передали подробно, старательно и в точном изложении, после многих расспросов и проверки, я собрал с трудом и утомлением, удостоверяясь в их правдивости. Сколько ночей я просиживал над записыванием, не заботясь об отдыхе!
Еще немного записей о политике Алексея "Тишайшего" в отношении поляков.
"Рассказывают, что царь собрал тогда вельмож своего государства, всех купцов и богачей столицы, составив большой совет, сообщил им обо всех этих обстоятельствах и сказал: «я жертвую собою из любви к нашей вере ради моих братьев—христиан, казаков, и для избавления монастыря Печерского и иных от порабощения моим врагам, ляхам». Все были рады этому, особливо патриарх, который немало побуждал царя идти войной на ляхов. "
"Царь отправился в поход, и Господь под конец даровал ему победу: он завоевал великий город Смоленск и победил главнейшего из своих врагов, Радзивила, а его военачальники покорили около 49 городов и крепостей силой меча и по добровольной сдаче и избили, одному всевышнему Богу ведомо сколько, евреев, армян и ляхов. Говорят, что их младенцев клали в бочки и бросали без милосердия в великую реку Днепр, ибо московиты до крайности ненавидят еретиков и язычников. Всех мужчин они избивали беспощадно, а женщин и детей брали в плен, опустошали страну и истребляли население. Страна ляхов, которая прежде была подобна гранату и приводилась в образец, была обращена в развалины и пустыню, где не встречалось деревень и людей на протяжении 15 дней пути в длину и ширину. В плен было взято более ста тысяч, так что, как нам рассказывали, семь, восемь мальчиков и девочек продавались за один динар (рубль) и дешевле, и мы сами видели многих из них. Что касается городов, сдавшихся добровольно, то тех из жителей, которые приняли крещение, оставляли, обеспечивая им безопасность, а кто не пожелать (креститься), тех изгоняли."
"По взятии города (Смоленск), царь нашел в нем много евреев, которые скрывали себя, переодевшись христианами, но московиты узнали их по неуменью делать крестное знамение. По приказанию царя, их всех собрали и истребовали, чтобы они крестились, если хотят спасти себе жизнь; кто уверовал и крестился, тот сохранил свою жизнь, а тех, кто не пожелал, приказано было посадить в деревянные дома, и всех их сожгли. Царь велел разрушить в городе все церкви ляхов и приступил к сооружению других с основания."
https://www.vostlit.i...P.phtml?id=2056
Изменено: elena balashova, 31 Октябрь 2011 - 08:09