ПУТЕШЕСТВИЕ АНТИОХИЙСКОГО ПАТРИАРХА МАКАРИЯ В РОССИЮ
в половине ХVІІ века,
описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским.
цитаты из текста, в хронологическом порядке
"Все они, по их обычаю, с бритыми бородами. Таково значение имени «козак», то есть имеющий бритую бороду и щеголяющий усами, а значение имени “полковник" тоже, что паша или эмир."
"У Казаков - Мужчины и женщины моются в бане вместе без передников, но каждый из них берет от банщика род метлы из древесных ветвей, коей они прикрывают свою наготу, по их обычаю. О удивление! в момент выхода из бани они погружались и плавали в холодной реке, текущей перед баней."
"В этом городе Тырговиште (Молдавия) есть хорошая турецкая баня с куполами, на берегу реки, на которой устроено подъемное колесо, поднимающее воду в баню. В ней два отделения: одно для мужчин, где есть купальня, другое для женщин. Средняя комната служит для раздевания мужчин и женщин; отсюда уходят мужчины в свое отделение, женщины в свое, так как двери смежны. Топят бани от Константинополя до сих мест дровами, а не пометом."
Про московитов -
"Волосы на голове они бреют только раз в год. Их волосы тонки и хорошо расчесаны по всей длине. Начиная же от земли валахов и в земле казаков, все постоянно бреют головы, оставляя над глазами нечто вроде локона, спускающегося на глаза: таков их обычай. Все казаки бреют также бороды, за исключением немногих. Усы у них густые -таково значение их имени. В этой же стране московитов все, простые и знатные, бороды не бреют, но, как бы она ни росла, оставляют ее расти. Даже торговцы, к ним приезжающие, не смеют брить ни головы, ни бород, по своему обычаю, потому что (русские) находят это в высшей степени отвратительным. Знай, что в земле казаков и московитов мы, [83] вообще, не видали человека, пораженного уродством, телесным недостатком или слепотой, расслабленного, прокаженного или (иного) больного, а если и встречается, то это кто-нибудь из богачей, страдающий болью в ногах-подагрой. Во все время пребывания нашего в этой стране у нас не появлялась на пальцах заусеница; а волосы у нас на голове, которые были жестки, стали очень нежными, как андарийский шелк."
Вообще, как можно чужеземцам, которые, подобно нам, привыкли к удобствам у себя дома,] найти здесь покой, не имея возможности ходить в баню и брить голову? (В прежнее время на Востоке женатое духовенство, к числу которого принадлежит и Павел Алеппский, брило себе голову, в чем, несомненно, отражалось влияние мусульман, у которых бритье головы составляет дело благочестия (потому что, как известно, сам Магомет брил голову), как у нас в допетровское время, и теперь у староверов, считалось делом, противным благочестию, брить бороду, а тем более голову.) ведь мы от самой Валахии, то есть целых два года, не ходили в баню. (Вероятно, из невольного подражания русским монахам, которых Павел называет неопрятными, замечая, что они не переменяют белья до тех пор, пока оно не развалится у них на плечах.)
"...и царь положит свои руки ему на голову в знак дружбы, тотчас же, по выходе посла, он моет руки водою с мылом, думая, что они осквернены;"
Мы немало дивились на новопоставленных священников: только что надев священническое платье, которое составляет верхняя чуха (Верхнее платье из сукна или шерсти.) с широким отложным воротником, они выбривают себе на макушке большой кружок по циркулю (гуменцо), приглаживают волосы надо лбом и откидывают их за уши, как делают женщины, так как бреют только макушку; таким образом, они, казалось, были священниками уже много лет, ибо отличаются статностью.
"Вот список подарков, поднесенных славному господарю: две сахарницы пальмового дерева, коробка мускусного мыла, две коробки душистого мыла, небольшое количество алеппского мыла, миндальное масло, и пр."
"Потом мы поднесли ему подарки ....коробка мускусного мыла, надушенное мыло, мыло аллеппское...."
".... благовонный ладан, т. е. стиракса, коробка с царским мускусным мылом, константинопольское мыло с амброй, мыло благовонное иерусалимское, мыло кусками алеппское, называемое антиохийским, ладан вареный и невареный, ….жасминное масло в хрустальном сосуде для царицы… …Это подарок для царя."
Московиты не любят мускуса, не берут и не покупают его; поэтому он был очень дешев, так как из персиян, которые скупают его у татар по 40 динаров, ни одного теперь не было. По этой цене царь продает мускус и ревень франкам. Московиты пьют водку не иначе как с ревенем, который кладут маленькими кусочками в посуду с водкой, и она делается желтой как шафран; ревень уничтожает ее вред и делает ее весьма полезной. Высший и самый веский сорт ревеня скупают греческие купцы для Константинополя, где продают его с большим барышом.
"...насилу брали от нас ангорскую материю, шелковые газские салфетки и мохнатые полотенца из Сарсарлийе (?), так как этого у них много."
Махровые полотенца?
https://www.vostlit.i...P.phtml?id=2056
Изменено: elena balashova, 31 Октябрь 2011 - 08:08