Вот нашел кое-что любопытное по теме.
В сборнике
"Славяно-русское ювелирное дело и его истоки" (это в 2010 году издали материалы конференции 2006 года, посвященной 100-летию Г.Ф.Корзухиной) есть статья В.Н. Зоценко
"Киевский некрополь-II: место в исторической топографии города, типология погребального инвентаря, хронология".
В этой статье, кроме всего прочего, анализируется погребение №118 (описанное у Каргера). Это камерное захоронение, ограбленное еще в древности. Среди того, что было в могиле -
"...костяная накладка на луку седла или футляр для лука, плохой сохранности (под правой ступней), но сравнимая с находкой из погребения №42 кургана в Шествицах..."(с. 457).
Еще цитата из статьи, касающаяся этой накладки:
"Подтреугольная костяная пластина, вершина которой оформлена в виде зооморфной стилизации, по своему назначению являлась декоративной накладкой на луку седла или, что предпочтительнее, исходя из размеров (195 х 90 мм), креплением футляра для лука или основания колчана (комплект накладок должен был быть парным), корпус которых мог быть выполнен в бересте (Кулаков 1990: 112–115; Андрощук 1999a: 104). Плохая сохранность вещи, затертость линий гравированного рисунка не позволяют проанализировать орнаментику накладки. Однако выступ вершины в виде головы зверя с подчеркнутыми шейными складками дают возможность, по аналогии с накладками из шестовицкого кургана № 42, усматривать определенные черты североевропейской стилистики и в оформлении киевского образца. Нельзя исключать возможности изготовления шестовицких и киевской накладок в одной и той же декоративно-ремесленной традиции, удовлетворявшей вкусы «руськой» дружины. Существенным здесь являлось нанесение орнаментальной резьбы с использованием североевропейских зооморфных мотивов, в данном случае, южноскандинавского стиля «Mammen», на вещь, архетип которой восходит к вооружению евразийских кочевников. Принимая такую интерпретацию орнамента накладки из киевского погребения № 118, логично согласиться с датировкой всего комплекса не позднее начала 70-х гг. Х в., по времени появления вещей данной стилистики в Бирке, и, может быть более узко, 950–960 гг., по заключительной фазе Шестовицкого могильника (Андрощук 1999a: 53, 54–55)." (с. 459).
А вот что про эту накладку пишет Каргер:
"
Под правой ступней найдена костяная пластина, сделанная из распиленного вдоль лосиного рога. Пластина имеет форму неправильного треугольника, один из углов которого обработан в виде стилизованной головы птицы с клювом и большим круглым отверстием на месте глаза. Поверхность пластины почти сплошь изрыта выщербинами, среди которых лишь кое-где видны следы врезанных линий. Однако восстановить рисунок уже нет возможности.
На пластине несколько круглых отверстий различного диаметра, служивших для прикрепления ее к какому-то предмету. Очевидно, для этой же цели служило несколько параллельных нарезок на одном из углов пластины. Н. Ф. Беляшевский считал пластину налучьем, отмечая в то же время, что незначительная величина предмета (длина 19,5 см, ширина в наиболее широкой части 9 см) противоречит этому назначению. Более вероятно предположение, что пластина была прибита к нижней части колчана.
Аналогичные костяные накладки с выступом в виде головы хищной птицы, покрытые глубоко врезанным плетеным орнаментом, найдены в Шестовицком могильнике." [М.К.Каргер - Древний Киев, с.194]
Хочу заметить от себя, что на киевской накладке есть "несколько параллельных нарезок" на одном из краев, как и на польском экземпляре. На шестовицких накладках таких нарезок нет. Ну и отличается количество отверстий. И плохая сохранность...
Вот фотографии из статьи Зоценко и прорисовка из Каргера.
После коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов (с) Сергей Довлатов
***
Но есть вопрос - а нужно ли это людям, то есть вам, наши дорогие одноэпохники? © Sevka