Выставка "Пестрые боги" (Bunte Götter), кочующая по европейским музеям с 2003 года, полностью переворачивает эти представления об античности. Боги были не белыми, а самыми что ни на есть пестрыми! С помощью современных методов анализа в рамках этого проекта удалось реконструировать остатки краски на скульптурах, и теперь на выставке белым оригиналам противопоставлены их цветные копии.
На многих скульптурах реконструированы рисунки тканей, которые поражают своими яркими красками и сложностью орнамента. Совершенно по-новому выглядят изображения древнегреческих одежд. Для меня в свое время было большим открытием узнать, как 2500 лет тому назад греки представляли себе красивые одежды, достойные богов и героев.

Знаменитый лучник с западного фронтона храма Афайи на о. Эгина (ок. 500 г. до н. э) изображает троянского принца Париса в плотно облегающем его тело одеянии. В результате новейших исследований учёные обнаружили великолепные узоры на его штанах, куртке и рукавах. На ультрафиолетовом рефлектографе и в ультрафиолетовых лучах были обнаружены зигзагообразные орнаменты на ногах и изображения зверей на куртке Париса.
Оригинал статуи из мюнхенской Глиптотеки:

Реконструкция с других ракурсов:
Исследования в специальном свете показали различную степень выветривания поверхности скульптур, что в свою очередь косвенно говорит о присутствии на ней различных цветовых пигментов. Но и сами пигменты, использовавшиеся для украшения скульптур, сохранились на поверхности скульптур в минимальных количествах: киноварь, красная охра, медная лазурь, медная зелень, жёлтая охра и листовое золото присутствуют на фрагментах статуй, найденных при раскопках храма Афайи в 60-х гг. ХХ в.
На выставке "Bunte Götter" пигментам отведена отдельная витрина:

Сохранившиеся следы раскраски, на основании которых выполнялась цветовая реконструкция:

На шлеме одного из воинов узор, образовавшийся в результате выветривания различных цветов, можно увидеть невооружённым глазом. Этот факт всегда приводился в качестве доказательства полихромного исполнения фигур на порталах храма. Однако эти цветовые следы не получили до настоящего времени правильного истолкования.
Другие примеры, включающие реконструкцию изображений костюмов:
Кора Пеплофора (носящая пеплум), Музей Акрополя Афины 530-520 гг. до н.э.
Реконструкция статуи в образе богини Афины.
https://upload.wikime...sul_colore_nell
Другой вариант реконструкции этой же статуи - в образе Артемиды
https://upload.wikime...sul_colore_nell
Не всегда краски были настолько кричащими, со временем мода на раскраску менялась. Например, фигуры с фронтона храма Афайи были созданы ок. 500 г. до н. э. Цвета, использованные в их оформлении, были прочными и чистыми.
Скульптуры классического периода (480-320 гг. до н. э.) выполнялись также полихромно, но не были столь многоцветными и яркими. Краски зачастую смягчались белым и отвечали мягкому элегантному вкусу.
В эпоху эллинизма (начиная с 320 г. до н. э.) возникла иная цветовая гамма. Плавно переходящие из одного в другой коричневые, тёмно-красные и фиолетовые тона составляли основу цветовой палитры, нарушавшейся кричащими розовыми и ярко-голубыми красками.
Кстати, пример раскрашенной скульптуры эпохи эллинизма ("Саркофаг Александра") мне довелось видеть в археологическом музее Стамбула. Правда, усердными реставраторами там были использованы очень яркие краски. По-моему, ярче чем нужно... Но я должна честно признаться, что мои глаза сопротивляются этой пестрой раскраске, поэтому все мои замечания субъективны.
Саркофаг из Сидона (так называемый "Саркофаг Александра"), ок. 325-310 до н. э.
Вот так выглядят следы раскраски на оригинале:
Восстановленная роспись:
В античности яркая раскраска считалась знаком особой ценности. Однако это буйство красок противоречит современному пониманию эстетики, ориентированному на ясность. Сегодня цветные скульптуры кажутся нам, скорее, чем-то странным.
И под занавес маленький переворот в представлении о древнегреческих храмах. Расписаны были не столько статуи, но и фронтоны, а также все архитектурное обрамление. И выглядело это примерно так:

Изображение, к сожалению, маленькое. Но тем интереснее будет заинтересовавшимся начать поиски информации и открыть для себя эту тему самостоятельно.
В этом году до 1 июня выставка "Bunte Götter" будет работать в Касселе (Германия). До этого скульптуры выставлялись в Мюнхене, Копенгагене, Ватикане и Стамбуле. Возможно, когда-нибудь эту экспозицию можно будет увидеть и в российских музеях.