Московитская епанча XVI-XVII вв.
#1
Опубликовано 21 Март 2005 - 14:15
"Разбивая стан, они выбирают место попросторнее, где более знатные устанавливают палатки, прочие же втыкают в землю прутья в виде дуги и покрывают их епанчами (iapantze), как называются у них плащи, чтобы прятать туда сёдла, луки и остальное в этом роде и чтобы (самим) защититься от дождя."
Для размышлений-вот епанча петровская.
https://www.viskovato...T02/Ris/159.jpg
ИМХО в XV-XVI веках было нечто подобное, но длиннее.
Помни о Тынисмяги!
#2
Опубликовано 21 Март 2005 - 17:10
Угу. Только петровская епанча сложнее. У неё пелерина есть. А "наша" епанча ИМХО врядли была с таким наворотом.
Помни о Тынисмяги!
#3
Опубликовано 21 Март 2005 - 20:26
Помни о Тынисмяги!
#4
Опубликовано 26 Март 2005 - 03:05
То, что изображено на Вашей картинке с некоторыми оговорками можно назвать московитской однорядкой. Из таких штуковин шатёр не соорудить. :)
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#5
Опубликовано 02 Май 2005 - 11:24
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#6
Опубликовано 13 Март 2005 - 14:09
Имеющиеся у меня сведения о московитских епанчах 16-17 вв.
Древняя одежда народов Восточной Европы. Под ред. Рабиновича М.Г., М., «Наука», 1986. (не имею возможности указать страницы, так как мой вариант текста - сканированный).
Емурлук - епанча, как и кебеняк (кибеняк, укр. кобвняк) (Сав., с. 54—55) был собственно суконным или войлочным плащом-дождеви¬ком - длинным, с прямыми длинными рукавами и небольшими сборами на боках. Иногда емурлук даже пропитывался жиром — «ермулук олифленый» (Левинсон-Нечаева, 1954, с. 324).
-------------------------------
Епанча, о которой мы говорили выше как о разновидности кафтана (япончица, ермулук, тур, япондже), могла представлять собой и безрукавный плащ типа бурки. Епанча теплая на меху называлась также ментеня (Сав., с. 76, 183—184) «ментеня камка на черевах лисьих... на пупках собольих») (АФЗИХ, II, № 407, с. 207).
Нам остается сказать немного о безрукавных плащах, которые в рассматриваемый период постепенно отступали в комплексе русской одежды на задний план. На смену длинному корзну, у знати, как уже сказано, пришел более широкий и короткий плащ — приволока. Его шили из дорогих золотных материй. Царскую приволоку Дмитрия Донского упоминает автор сказания о Мамаевом побоище (ПКБ, с. 66). Приволоки из камки и бархата «с горностаем» упомянуты в завещаниях князей Ростовского и Оболенского середины XVI в. (АЮ, № 420, с. 451—454, АФЗИХ, II, № 207, с. 207—214). Возможно, эти приволоки также были частью воин¬ского снаряжения. Вместе с тем богато украшенная обшивкой и даже вошвами приволока была и женской одеждой (Сав., с. 110—111). Безру¬кавными плащами были и упомянутые в XIV в. вотола, коць, мятль, наконец, епанча, о которой мы только что говорили. Несколько большее распространение безрукавные плащи получили позже, в связи с западно-европейской модой.
Е.В.Политковская. Как одевались в Москве и её окрестностях в XVI-XVIII вв. – М.: Флинта: Наука, 2004. Стр. 77-78 (выдержки).
Епанча представляла собой верхнюю одежду, подобную плащу или накидке, которую могли надевать и мужчины, и женщины.
Н.И.Костомаров сообщает о существовании двух её разновидностей. Одна – дорожная из верблюжьей шерсти или грубого сукна; можно сказать, что это шерстяной валяный плащ, служивший прикрытием в непогоду. Другая же – нарядная, из богатой материи подбитая мехом больше для пышности чем для тепла. Епанчи делались без рукавов и прорех для рук, накидывались на плечи и застёгивались на шее пуговицами или завязками.
Необходимо отметить, что название епанча в исследуемую эпоху [Московия, 16-18 вв. - V.S.] имела такие назначения: «род накидки, плаща, широкого верхнего платья без рукавов (с 15 в.); накидка, покрывало, полость в санях или повозке; подстилка под седло поверх потника, иначе чепрак».
Нарядный вариант епанчи, принадлежащей большей частью зажиточным людям, более подробно описал в своих трудах И.Забелин. «Епанча – широкий плащ всегда суконный на подкладке и с опушкою из камки. Епанча украшалась кружевом кованым золотным или галуном и нашивкою золотною, с пуговицами. Это была длинная, очень широкая одежда (7 аршин в подоле)[1 аршин=0.7112 метра - V.S.]. Ожерелья не было.
Происхождение слова епанча этимолог А. Преображенский выводит из группы тюркских языков: iapyneta – «плащ, бурка». При этом учёный отмечает глубокую древность данного названия, указывая на употребление его в древнерусском литературном памятнике «Слово о полку Игореве»: Покрывалами, и япончицами, и кожухами начали мосты мостити по болотам и топям». По некоторым сведениям, епанча на меху называлась ментеня.
Предлагаю обсудить варианты покроя епанчи-накидки позволяющей использовать её как тент для индивидуальной походной палатки. У меня на уме только один вариант кроя - огромный полугруг из клиньев или цельноваленный.
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#7
Опубликовано 21 Март 2005 - 16:25
Фото петровской "епанчи" ещё раз - https://photofile.ru/...p?id=7091154#sm (с НАРОДа больно долго грузится).
Возможно я ошибаюсь, но сей плащ и есть полукруг с неким отложным воротником. Даже скорее не полукруг, а 3/4 груга с вырезом под шею. Кому-нибудь известна подлинная выкройка? Как именно применялась эта накидка? Подозреваю, что как походно-караульный дождевик (плащ-палатка).
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#8
Опубликовано 21 Март 2005 - 20:12
В теме "Шатёр" Gaiduk сказал:
- есть ли гдето изображение того, что здесь подразумевается под "епанчами", а то у меня както до сих пор ассоциации возникали только с тем что на Украине называлось "опанча" но сейчас както я не могу представить как из ентих штук можно шатёр соорудить...
Вопрос: какой вид одежды на Украине называли опанчей?
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#10
Опубликовано 26 Март 2005 - 14:29
так от. тож тоИз таких штуковин шатёр не соорудить. :)
правда в том же словаре (с другой главе - я не сразу заметил) есть оговорки - опанчами называли также прамоугольные куски плотной ткани которыми накрывали в непогоду возы...
Кроме того в одном из описаний битвы под Берестечком, очевидец, описывая процес подготовки козаками переправы через реку говорит - что на плотину пошло почти всё - хворост, возы и опанчи. Очевидно, что штука эта была довольно распространена...
#11
Опубликовано 22 Апрель 2005 - 09:49
#13
Опубликовано 07 Март 2006 - 19:40
Борис и Глеб с житием. Москва, сер. 14 в.:
https://www.nsu.ru/communi....um.html
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#14
Опубликовано 09 Март 2006 - 16:28
#15
Опубликовано 22 Август 2007 - 20:53
Иногда емурлук даже пропитывался жиром — «ермулук олифленый» (Левинсон-Нечаева, 1954, с. 324).
Встречал также о олифляной одежде в Речи Посполитой. Собственно, если не изменяет память в "Одежде белорусов" (сборник Рабиновича).
Никто не эксперементировал в этом направлении?
И какой толщины сукнецо для опанчи порекомендуете вообще?
Икона как человек который хранит секрет но гденибудь обязательно проговорится.
#16
Опубликовано 20 Октябрь 2008 - 22:56
- Дяденька директор! Дайте пожалуйста денежек для кружка - ребятишки к фестивалю себе рубашечки пошьют и штанишки...
- Вот возьмете конкурсы доспеха и костюма, и абсолютку на БЗ, тогда и поговорим об усилении финансирования...
#17
Опубликовано 27 Октябрь 2008 - 17:21
Я пробовал нанести смесь воска и масла на плотный войлок, ничего путного не вышло Да и вопрос возник: а насколько эти епанчи были непромокаемы? Мы то привыкли к плащёвке в быту, а вот солдатские шинели из того-же сукна вообще ничем не пропитываются. И ничего..
#18
Опубликовано 27 Октябрь 2008 - 18:11
Савваитов производит название епанча (япанча, япончица) от турецкого япондже. Япончица впервые упоминается аж в Слове о полку Игореве (12 в.): "орьтѣмами и япончицами и кожухы начаша мосты мостити по болотомъ". В этимологии я не силён, поэтому к сведению, название войлока в Древней Руси - опона. Существовали специалисты опонники. Некоторые исследователи считают их местными сукноделами, но я позволю себе в этом усомниться.
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#19
Опубликовано 27 Октябрь 2008 - 23:41
Вспоминается подпись Мейерберга под рисунком "Мужик в вывернутой по случаю дождя, шубе" Т.е. опять создаются условия при которых воде труднее впитывается в основной материал.
Изменено: boyarin, 27 Октябрь 2008 - 23:41
0 пользователей читают эту тему
0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых