Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Русская одежда на 17в.


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
30 ответов в теме

#1 Attila Magyar

Attila Magyar

    Городской советник

  • Патриций
  • 2 195 Сообщений:
  • Gender:Not Telling

Опубликовано 14 Ноябрь 2008 - 05:08

немного терминов м.б. спорных... из Висковатова, но имейте ввиду, что тексты написаны в 30-40 гг 19 века и все эти предметы одежды и термины еще были в ходу.


После нашествія Татаръ, Русскіе. какъ и прежде, носили сорочку и исподницу (въ простонародьи портки), съ тою только разностью въ покрое, что первую начали делать гораздо короче, не до коленъ, и воротъ разрезали не по середине, а на левой стороне груди. Преимущественно делалась сорочка изъ холста или изъ полотна, съ таковою же подкладкою, или подоплекою, на груди и на спине для щегольства пришивавшеюся къ рубахе красными нитками или шелкомъ. Этого же цвета любили делать ластовки или ластовицы, у рукавовъ, подъ пазухою и въ низу рубахи, на боковыхъ разрезахъ. Воротникъ или ожерелье, воротъ и края рукавовъ или зарукавья, смотря по состоянію каждаго, узорочно вышивались красными нитками, разноцветнымъ шелкомъ, серебромъ и золотомъ, а у людей знатныхъ и богатыхъ унизывались жемчугомъ и каменьями. Ожерелья бывали въ ширину или вышину отъ двухъ до трехъ пальцевъ, и иногда делались особо отъ рубахи, пристегиваясь къ ней небольшими пуговками и петлями, съ крючками. Для застегиванія ворота также пришивалась шелковая или металлическая пуговка, нередко со вставленнымъ въ нее крупнымъ жемчугомъ или дорогимъ камнемъ. Въ большомъ также употребленіи были пуговки длинныя, висячія. Сорочка выпускалась сверхъ исподницы и подпоясывалась цветнымъ шнуромъ или узкимъ поясомъ (21) (Рис. № 6). Исподницы, изъ разнаго рода и цвета льняныхъ, бумажныхъ и шелковыхъ матерій, шили просторныя, и помощію продетаго вверху шнура завязывали подъ рубахою; низы же заправлялись въ сапоги (22) (Рис. № 6). Знатные носили Штаны, шелковые и алтабасные, или парчевые, разделявшіеся опять на холодные и теплые (23).
Низшій классъ народа, земледельцы или крестьяне. сверхъ рубахи и исподницы, носили Азями и сермяжные кафтаны или Сермяги: первые изъ холста, вторыя изъ толстаго сераго сукна, отъ котораго они и получили названіе. Те и другія надевались въ узкіе рукава, длиною были до коленъ и застегивались, напереди, петлями и пуговицами (24) (Рис. № 7).
Собственно Кафтанъ, узкій, почти въ обтяжку, съ узкими же, но длинными, сбористыми рукавами, былъ принадлежностью всехъ классовъ народа, кроме самаго низшаго сословія. Онъ простирался до коленъ и назади имелъ высокій стоячій воротникъ, который закрывалъ весь затылокъ и назывался Козырь. На кафтаны, по большой части обшивавшіеся золотымъ и серебрянымъ галуномъ, или цветною тесьмою, что въ старину называлось кружевомъ,—употребляли тонкія, легкія матеріи, предпочтительно шелковыя; сукно употреблялось редко. Козырь составлялъ одинъ изъ первыхъ предметовъ щегольства, и потому его наружную сторону, обыкновенно атласную, бархатную или парчевую, вышивали серебромъ и золотомъ, нередко же украшали жемчугомъ и драгоценными каменьями. По этому, вероятно, еще и по ныне въ Россіи сохранилось выраженіе: ходитъ козыремъ.—Кафтанъ, какъ и все почти старинныя Русскія платья, застегивался, напереди, пуговицами и петлицами, по большей части длинными, съ кисточками; а рукава, у запястій рукъ, стягивались тесмяными, ременными и металлическими зарукавьями, для украшенія которыхъ также употребляли жемчугъ и каменья (25) (Рис. № 8).
Описанный здесь кафтанъ былъ домашнею комнатною одеждою и служилъ вместо нынешняго камзола. Въ немъ никогда не выходили изъ дому, а надевали сверхъ него другое платье, безъ перехвата и воротника, длиною почти до лодыжекъ и почти съ такими же длинными рукавами. Оно называлось Ферези, Ферезея и Ферезъ, застегивалось напереди длинными петлицами съ пуговицами, а делалось изъ разныхъ бумажныхъ и шелковыхъ матерій, также изъ сукна, бархата и парчи (26) (Рис. № 9). Простолюдины надевали ферезъ прямо на рубаху и предпочитали для нея цвета: белый и синій (27).
При выходе изъ дому, на ферезъ надевали подобную же ей одежду, только еще длиннее, до самыхъ пятъ, и гораздо шире, съ прорехами подъ рукавами, для рукъ, и съ четвероугольнымъ откиднымъ воротникомъ, который виселъ назади почти до половины спины, иногда ниже, и украшался подобно козырю у кафтановъ. Названіе его было Охобень или Охабень (Рис, № 10). Точно такое же платье, только безъ воротника, называлось Однорядкою (Рис. № 11). Охобни почитались наряднее и потому, преимущественно, делались изъ объяри, атласа, бархата и парчи, а однорядки по большей части бывали изъ сукна, каразеи и другихъ шерстяныхъ матерій. Те и другія носили и въ рукава, и въ накидку (28). Въ царствованіе Феодора Алексеевича въ охобняхъ воспрещено было впускать во дворецъ и даже вообще въ Кремль (29), такъ что при торжественныхъ случаяхъ, лица, имевшія доступъ ко Двору, являлись туда уже въ однехъ ферезяхъ (30).
Въ сравненіи съ нынешнею одеждою ферезъ можно уподобить фраку и сюртуку, а охабень и однорядку—плащу и шинели.
Въ зимнее время носили Шубы на мехахъ: заячьемъ, песцовомъ, лисьемъ, куньемъ, собольемъ, бобровомъ и горностаевомъ, съ покрышкою изъ сукна, камки, атласа, бархата и парчи. Покроемъ своимъ шубы совершенно походили на охабень и однорядку, только были съ отложнымъ, меховымъ воротникомъ, начинавшимся отъ груди. У иныхъ оне застегивались пуговицами, а у другихъ завязывались длинными шнурами съ кистями (Рис. № 12). Въ такомъ виде были такъ называвшіяся Русскія Шубы (31); но изъ высшаго сословія многіе употребляли Шубы Турскiя, т. е. Турецкія. Эти имели весь покрой Русскихъ шубъ, но съ большою разностью въ рукавахъ, которые у нахъ: или бывали широкіе, простираясь въ длину до кистей рукъ, или делались двойные; одни, собственно для рукъ, оканчивавшіеся выше локтя, а другіе весьма длинные, висевшіе сзади и служившіе только для украшенія (32) (Рис. № 13). Въ исходе ХVІІ столетія, кажется не ранее, появились шубы еще инаго покроя, Польскія. Оне не имели ни отложнаго воротника, ни петлицъ, ни пуговицъ, а застегивались только у шеи запоною и делались съ просторными рукавами, имевшими меховые обшлага (33) (Рис. № 14). Простой народъ носилъ шубы овчинныя, нагольныя, или тулупы, надевая ихъ въ ненастную погоду навыворотъ, шерстью вверхъ (34). Независимо отъ описанныхъ здесь родовъ одежды, существовали еще и другіе, не бывшіе, такъ сказать, общенародными, а употреблявшіеся почти исключительно при Дворе. Таковы были: терликъ, Турскiй кафтанъ, зипунъ, становой кафтанъ, платно, опашень и кожухъ.
Терликъ походилъ на ферезь, только былъ уже ея, съ перехватомъ или лифомъ; вместо длинныхъ петлицъ, имелъ короткія петли и, по большой части, обшивался у шеи, вдоль полъ, по подолу и у рукавовъ, серебрянымъ или золотымъ гасомъ, жемчугомъ и каменьями. Также и рукава были у него гораздо короче, нежели у ферези, и почти безъ сборокъ (35) (Рис. № 15). Иногда терлики делали на меху (36).
Турскимъ кафтаномъ называли длинную одежду, безъ воротника и петель, закидывавшуюся одною полою на другую, именно правою на левую, и застегивавшуюся только въ двухъ местахъ: у шеи и на левомъ боку (87) (Рис. № 16).
Зипунъ былъ во всемъ подобенъ кафтану, только, по большей части, делался не съ длинными петлицами, а съ короткими петлями, и не имелъ козыря. Иногда зипуны подбивались мехомъ и бывали съ стоячимъ ожерельемъ, обхватывавшимъ всю шею и украшавшимся жемчугомъ и каменьями (88) (Рис. № 17).
Становой кафтанъ, подобный кафтану Турскому, только съ широкими и не столь длинными рукавами, надевался Государями сверхъ зипуна. Для легкости, его делали предпочтительно изъ шелковыхъ матерій, иногда даже безъ подкладки (39) (Рис. № 18).
Платно надевалось на становой кафтанъ, и въ покрое много сходствовало съ ферезью, отличаясь отъ нея темъ, что застегивалось не длинными, а короткими петлями и имело не столь длинные рукава. Какъ исключительная принадлежность Государей, оно делалось изъ бархата и парчи и все кругомъ обшивалось кружевомъ изъ жемчуга и дорогихъ камней (40) (Рис. № 19).
Опашень походилъ на платно, только вместо длинныхъ, узкихъ рукавовъ имелъ ихъ короче и весьма широкіе (41) (Рис. № 20).
Кожухъ—тотъ же опашень, только подбитый мехомъ (42).
Последнія четыре одежды употреблялись одними Государями и Особами ихъ Дома. Платно принадлежало къ меньшому, опашень—къ большому Царскому платью.
Независимо отъ исчисленныхъ здесь главнейшихъ и наиболее употребительныхъ родовъ одежды, встречаются еще и другія названія, какъ-то: Бугай, Портище, Тентеня, Чюга Ормячокъ и пр.; но покрой ихъ неизвестенъ (43).
Въ печальныхъ случаяхъ носили смирное, т. е. траурное, платье, которому были присвоены цвета: черный, вишневый, гвоздичный и багровый (44).
Собственно кафтанъ, зипунъ и кафтанъ Турскій подвязывались поясами и кушаками (Рис. №№ 8, 16 и 17), а при прочихъ родахъ одежды ихъ не употребляли. Люди молодые носили ихъ по поясу, пожилые жъ и старики, особенно дородные, спускали ниже (45).
Пояса бывали многоразличны: шелковые, шелковые съ золотомъ и серебромъ, также бархатные и кожаные, украшенные коваными металлическими бляхами, жемчугомъ и каменьями (46), иногда съ висячими конторгами, тузлуками и съ калитою (небольшою сумкою, въ роде кошелька) (47).
Кушаки, какъ и ныне, складывались въ несколько разъ и делались изъ разноцветнаго шелка, часто съ примесью золота и серебра (48).
При поясахъ и за кушаками носили ножъ, иногда два, нередко и кинжалъ; также нашивали ножъ съ ложкою (49).
Выше упомянуто, что у рубахъ и зипуновъ бывали весьма богатыя ожерелья, изъ атласа, бархата и парчи, унизанныя жемчугомъ и каменьями; они назывались стоячими. Независимо отъ нихъ, знатные и Государи носили еще другія ожерелья, отложныя (Рис. № 20), походившія на широкій отложной воротникъ и также драгоценно украшавшіяся, какъ первыя (50). Въ старинныхъ актахъ они иногда встречаются подъ названіемъ Наплечекъ (51); а иногда, когда говорится объ отложныхъ ожерельяхъ Царскихъ, именуются Дiадемами или Діадимами. Знаменитое ожерелье Владиміра Мономаха, употребляемое при коронаціяхъ Россійскихъ Государей, называлось двояко: Бармы и Дiадема (52).
Бояре и другіе Государственные сановники въ торжественныхъ случаяхъ надевали по две золотыя, кольчатыя чепи или цепи, висевшія крестообразно, отъ плечъ до бедеръ (53). Государи носили одну цепь, съ крестомъ на шее (54) (Рис. № 20).
Въ большомъ употребленіи было еще ношеніе на рукахъ перстней (55).
Люди всехъ состояній носили рукавицы кожаныя, сафьянныя и бархатныя, а богатые — съ серебряными и золотыми узорами. Оне разделялась на рукавицы собственно такъ называвшіяся и на рукавицы перщатыя, по нынешнему перчатки. Те и другія были и холодныя, и теплыя (56).
За описаніемъ одежды и ея украшеній непосредственно следуютъ наголовья и обувь. — Съ XIV, частію даже съ XIII столетія, исключительнымъ наголовьемъ Русскихъ были разныхъ видовъ шапки. Въ 1253 году монахъ Рубруквисъ виделъ Русскихъ въ высокихъ остроконечныхъ шапкахъ изъ войлока или поярка (57). Въ XVI веке подобныя наголовья, съ узкою меховою опушкою, упоминаются подъ названіемъ колпаковъ, а въ ХVII именуются просто шапками. Оне употреблялись лицами всехъ состояній, не исключая даже Государей, а различались только ценностью матеріи и меха. У простого народа шапки эти бывали: летомъ—изъ белаго войлока или изъ поярка, а зимою — изъ толстаго сукна; у людей средняго состоянія—изъ тонкаго сукна и бархатныя, по большой части безъ украшеній, а въ высшемъ сословіи и у Государей—бархатныя же и парчевыя, съ вышитыми или нашитыми украшеніями изъ серебра, золота, жемчуга и дорогихъ камней (58) (Рис. №№ 1, 7, 10 и 12).
При Царе Алексее Михайловиче начали появляться шапки, во всемъ подобныя вышеописаннымъ, только съ весьма мягкою, придавленною къ голове тульею, отъ чего оне и казались низкими и плоскими (59) (Рис. № 9). Шляпъ, прежде ХVIII столетія, въ народномъ употребленіи решительно не было (60).
Вторымъ, какъ кажется, высшимъ разрядомъ шапокъ была шапка Мурмолка, высокая, съ плоскою тульею, къ голове несколько расширявшеюся. Такія шапки делались изъ бархата и изъ парчи и, вместо обыкновеннаго, меховаго околыша, имели меховую лоласть, въ виде отворотовъ, которые напереди, у тульи, въ двухъ местахъ пристегивались петлями и пуговицами (61) (Рис. №№ 15 и 16).
Еще высшаго разряда, нежели мурмолки, были шапки горлатныя, такъ называвшіяся потому, что на нихъ преимущественно употребляли мехъ отъ горлъ или душекъ. Оне делались вышиною въ локоть, къ голове уже, нежели къ верху, и обшивались мехами: лисьимъ, куньимъ и собольимъ; мехъ черной лисицы предпочитался всемъ прочимъ (62) (Рис. № 13 и 14). Верхъ шапокъ былъ бархатный или парчевый, съ шелковою, серебряною, золотою или жемчужною кистью. Вообще ихъ носили только Государи и люди Думные, т. е. присутствовавшіе въ Государственной Думе, а въ торжественныхъ случаяхъ, какъ-то при большихъ аудіенціяхъ. въ нихъ являлись къ Двору Стряпчіе, Дворяне, Дьяки и даже Гости. При Царе Михаиле Феодоровиче горлатныхъ шапокъ не снимали съ головы даже въ Царскомъ присутствіи, ни при пріемахъ пословъ, ни въ Думныхъ заседаніяхъ (63); но въ царствованiе Его Преемника присутствовали уже безъ шапокъ, держа ихъ только въ руке (64). Бывало, что, вместо горлъ, на шапки употребляли черевину, т. е. часть зверинаго меха, противоположную хребту, и тогда оне принимали названіе шапокъ черевьихъ (65).
Шапки Мурмолки, шапки Горлатныя и шапки Черевьи иногда украшались запоною, изъ драгоценнаго камня или изъ крупнаго жемчуга, съ прикрепленнымъ къ ней султанчикомъ изъ дорогихъ белыхъ перьевъ или изъ жемчужныхъ зеренъ (66) (Рис. №№ 14 и 16).
Независимо отъ описанныхъ здесь шапокъ, Государи и и Государственные Сановники имели обыкновеніе носить небольшія шапочки, плотно закрывавшія маковицу головы и называвшіяся Тафьями. Оне делались изъ атласа, сукна, бархата и парчи и богато украшались серебромъ, золотомъ, жемчугомъ и драгоценными каменьями (67) (Рис. №№ 11 и 17). Въ Царствованіе Грознаго ихъ носили известные Опричники, являвшіеся въ нихъ въ церкви и темъ самымъ возбуждавшіе негодованіе и жалобы Духовенства (68). Шапкою назывался также и знаменитый венецъ Владиміра Мономаха, съ давнихъ временъ употребляемый при венчаніяхъ на Царство Россійскихъ Государей (69). Простейшій родъ обуви, общеупотребительный между крестьянами, былъ лапти. Они делались, какъ и теперь, изъ лыка и лыкомъ же или ремнями прикреплялись къ ноге, обвернутой портянкою или онучею (70) (Рис. № 7). Неизвестно, когда лапти въ Россіи вошли въ употребленіе, во давность ихъ доказывается свидетельствомъ Исторіи: когда еще Владиміръ І-й победилъ Болгаровъ, то любимый его Воевода Добрыня, осмотревъ пленниковъ и видя ихъ въ сапогахъ, сказалъ Князю: „они не захотятъ быть нашими данниками, пойдемъ лучше искать лапотниковъ" (71).
За исключеніемъ бедныхъ земледельцевъ или крестьянъ, у всехъ въ употребленіи были остроносые, къ верху загнутые, сафьянные чоботы или сапоги, коихъ подошвы подбивались мелкими гвоздиками, а къ каблукамъ прикреплялись скобы, железныя или серебряныя, смотря по состоянію лица, Сапоги бывали разныхъ цветовъ: чернаго, желтаго, зеленаго, но преимущественно краснаго, и у людей достаточныхъ украшались золотыми и серебряными прошивками, галунами и узорами, нередко жемчугомъ и каменьями (72), иногда же делались изъ бархата. Носили ихъ въ разномъ виде: съ голенищами, срезанными напереди угломъ (Рис. №№ 8 и 17), съ голенищами круглыми, спущенными почти до половины икоръ (Рис. № 6), и съ голенищами, подвязанными подъ самымъ коленомъ ремнемъ или тесьмою (Рис. № 8). Некоторые стягивали ихъ еще и подъ икрами. Первые два образа ношенія сапоговъ остались те же, какъ и въ XI веке, а последній встречается на изображеніяхъ уже ХIII и XIV столетій. Около ХVII века, кажется не ранее, начали вводиться разноцветные башмаки, изъ юфти, сафьяна и бархата, и разныхъ же цветовъ нитяные и шелковые чулки. Те и другіе бывали съ золотыми и серебряными узорами, а первые, подобно сапогамъ, подбивались гвоздями и скобками (73). Длинныя бороды были въ большомъ уваженіи и, какъ говорятъ иностранцы, вменялись людямъ въ достоинство (74). Въ начале XVI столетія водилось обыкновеніе обривать бороду совсемъ, какъ сделалъ и Великій Князь Василій Іоанновичъ, при вторичной своей женитьбе (75); но во второй половине того же века, именно въ царствованіе Іоанна Грознаго. бритье бородъ и усовъ было строго воспрещено закономъ (76). Отступленіе отъ этого, при Годунове, было одною изъ важныхъ причинъ народнаго къ нему нерасположенія (77). Напротивъ того, на голове длинные волосы были только у духовенства и еще, изъ светскихъ лицъ, у подвергшихся гневу Государя или опале; все прочіе носили ихъ короткими, а многіе считали за украшеніе обривать у себя маковицу головы, что, можетъ быть, и послужило поводомъ къ ношенію тафей (78). Въ государствованіе царя Алексея Михайловича состоялся указъ, запрещавшій подстригать волосы, но въ какой степени, неизвестно (79). Съ весьма давнихъ временъ существовалъ еще обычай—у детей, ниже десятилетняго возраста, остригать голову такъ, что она вся обнажалась и только по сторонамъ висели длинные локоны или кудри. Этотъ обрядъ, называвшійся постриги, заключалъ въ себе нечто священное и всегда совершался торжественнымъ образомъ (80).
Выше уже замечено, что въ Россіи, прежде ХVIII столетія, общеупотребительными, такъ сказать, народными одеждами были: кафтанъ, ферезь, охобень, однорядка и шубы; первый короткій, прочія длинныя; все съ весьма длинными рукавами, съ прямымъ разрезомъ напереди, съ пуговицами, отъ шеи до пояса или ниже, и съ пришивными петлицами. Къ этому остается присовокупить, что все вообще старинныя. Русскія одежды имели внизу, на бокахъ полъ, прорезы, украшавшіеся петлицами (81). Запашнымъ платьемъ, т. е. у коего одна пола закидывалась на другую, были только Турскій и Становой кафтаны. Выше упомянутые пять родовъ одежды употреблялись лицами всехъ званій; покрой ихъ у всехъ былъ одинаковъ, но матеріи, изъ которыхъ ихъ шили, разныя (82). Хотя законы, существовавшіе на этотъ предметъ, и неизвестны, но всякій обязанъ былъ носить одежду сообразно своему состоянію и званію, подвергаясь въ противномъ случае строгой ответственности. Если человекъ низшаго состоянія являлся въ одежде, присвоенной высшему, то его почитали изменникомъ и предателемъ (83). Царскія кладовыя были наполнены неимовернымъ множествомъ нарядныхъ и богатыхъ одеждъ, въ особенности охобней и шубъ. Они жаловались отъ Государей въ награду и въ подарокъ, а при пріеме чужестранныхъ пословъ и при иныхъ торжественныхъ случаяхъ выдавались лицамъ, по наряду, присутствовавшимъ въ церемоніи. Иногда, за установленную плату, ссужали ими частныхъ людей и для ихъ собственныхъ потребностей (84).

Изменено: Attila Magyar, 21 Ноябрь 2008 - 11:23


#2 Attila Magyar

Attila Magyar

    Городской советник

  • Патриций
  • 2 195 Сообщений:
  • Gender:Not Telling

Опубликовано 14 Ноябрь 2008 - 05:10

поехали: Висковатов, гражданская одежда к тексту в первом посте

Прикрепленные миниатюры

  • pic0007.JPG
  • pic0008.JPG
  • pic0009.JPG
  • pic0010.JPG
  • pic0011.JPG
  • pic0012.JPG
  • pic0017.JPG


#3 Attila Magyar

Attila Magyar

    Городской советник

  • Патриций
  • 2 195 Сообщений:
  • Gender:Not Telling

Опубликовано 14 Ноябрь 2008 - 05:12

Для любителей военно-алкоголического туризма:

Прикрепленные миниатюры

  • pic0080.JPG


#4 Attila Magyar

Attila Magyar

    Городской советник

  • Патриций
  • 2 195 Сообщений:
  • Gender:Not Telling

Опубликовано 14 Ноябрь 2008 - 05:25

Оружейная палата из описи 1888г:

Прикрепленные миниатюры

  • DSCN2108.JPG
  • DSCN2109.JPG
  • DSCN2110.JPG
  • DSCN2140.JPG
  • DSCN2141.JPG
  • DSCN2142.JPG
  • DSCN2143.JPG
  • 22.jpg


#5 Attila Magyar

Attila Magyar

    Городской советник

  • Патриций
  • 2 195 Сообщений:
  • Gender:Not Telling

Опубликовано 14 Ноябрь 2008 - 05:26

Из украденых картинок:
Нарвские трофеи из Швеции и терлик из ОП. Интересно посмотреть на обшлага рукавов.

Прикрепленные миниатюры

  • ________________________1.jpg
  • ________________________2.jpg
  • 33.jpg
  • 47db29477588.jpg
  • a76b7a1d58b7.jpg
  • ______________________________.jpg

Изменено: Attila Magyar, 15 Ноябрь 2008 - 17:18


#6 Attila Magyar

Attila Magyar

    Городской советник

  • Патриций
  • 2 195 Сообщений:
  • Gender:Not Telling

Опубликовано 16 Ноябрь 2008 - 02:27

Итак. Парсуны второй половины 17в


Государи Михаил Федорович и Алексей Михайлович (в стрелецком кафтане?)

Прикрепленные миниатюры

  • 34.jpg
  • 35.jpg
  • 36.jpg
  • 37.jpg
  • 38.jpg


#7 Attila Magyar

Attila Magyar

    Городской советник

  • Патриций
  • 2 195 Сообщений:
  • Gender:Not Telling

Опубликовано 16 Ноябрь 2008 - 02:32

Всякие бояре да дворяне+ один Вологодский купец:

Прикрепленные миниатюры

  • 39.jpg
  • 40.jpg
  • 42.jpg
  • 43.jpg
  • 44.jpg
  • 46.jpg
  • 47.jpg
  • 48.jpg
  • 49.jpg
  • 51.jpg
  • 52.jpg
  • 53.jpg
  • 54.jpg
  • 55.jpg
  • 56.jpg


#8 Attila Magyar

Attila Magyar

    Городской советник

  • Патриций
  • 2 195 Сообщений:
  • Gender:Not Telling

Опубликовано 16 Ноябрь 2008 - 02:44

Стрельцы по Висковатову:

Прикрепленные миниатюры

  • pic0104.JPG
  • pic0105.JPG
  • pic0106.JPG
  • pic0107.JPG
  • pic0108.JPG
  • pic0109.JPG
  • pic0111.JPG
  • pic0112.JPG
  • pic0113.JPG


#9 Holger

Holger

    Городской советник

  • Модератор
  • 4 719 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Владивосток

Опубликовано 16 Ноябрь 2008 - 06:41

Я хоть и не поклонник семнадцатого века, но очень интересно, спасибо! особенно фото подлинных вещей!
А как осуществлялась застежка на одежде с орлом? Это нагрудник какой то (ниже то видно полы одежды)?

#10 Lom

Lom

    Городские советники

  • Старший администратор
  • 2 776 Сообщений:
  • Location:Москва

Опубликовано 16 Ноябрь 2008 - 12:35

Эту одежду часто называют терлик. Она застегивается сбоку. Это картинка из книги "Русский исторический костюм для сцены".

Прикрепленные миниатюры

  • ____________.jpg

Православие и прогресс! https://vk.com/artremeslo

#11 Attila Magyar

Attila Magyar

    Городской советник

  • Патриций
  • 2 195 Сообщений:
  • Gender:Not Telling

Опубликовано 16 Ноябрь 2008 - 14:23

Хочу обратить внимание на труд Висковатова. Его все ругают за картинки, но тексты никто не читает, а вот это зря.
Человек был ПЕРВЫМ реконструктором земли Русской!

#12 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 615 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 17 Ноябрь 2008 - 00:41

Отдельно спасибо за портреты. Некоторых из них у меня не было. Нельзя ли отсканировать? Это было бы великолепно.

На счёт текста А.В. Висковатова, то уже несколько лет он доступен по следующему адресу - https://www.listvinoleg.nm.ru Иллюстрации прилагаются.

Терлик застёгивается на плече и на боку. Подробнее об этой и многих других сохранившихся русских одеждах 17 в. можно прочитать у М.Н. Левинсон-Нечаевой (стр. 314). Ссылку недавно дали в позднем средневековье. Правда качество картинок ужасное, но текст читается.

Схема кроя терлика неточна - на ней не показаны клинья юбки. Вообще применять схемы кроя из этой книги нужно очень осторожно.
Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#13 Lom

Lom

    Городские советники

  • Старший администратор
  • 2 776 Сообщений:
  • Location:Москва

Опубликовано 17 Ноябрь 2008 - 01:04

Само собой! Дали первое, что попалось под руку - чтобы было понятно, как эта конструкция работает.
Православие и прогресс! https://vk.com/artremeslo

#14 Holger

Holger

    Городской советник

  • Модератор
  • 4 719 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Владивосток

Опубликовано 17 Ноябрь 2008 - 07:16

Спасибо!

#15 Attila Magyar

Attila Magyar

    Городской советник

  • Патриций
  • 2 195 Сообщений:
  • Gender:Not Telling

Опубликовано 18 Ноябрь 2008 - 02:53

Едем дальше.
Пальмквист.

Прикрепленные миниатюры

  • index_13.php.jpeg
  • index_14.php.jpeg
  • index_15.php.jpeg
  • index_16.php.jpeg
  • index_17.php.jpeg
  • index_18.php.jpeg
  • index_19.php.jpeg
  • index_20.php.jpeg
  • index_22.php.jpeg
  • index_23.php.jpeg


#16 Attila Magyar

Attila Magyar

    Городской советник

  • Патриций
  • 2 195 Сообщений:
  • Gender:Not Telling

Опубликовано 18 Ноябрь 2008 - 02:56

Пальмквист 2:

Прикрепленные миниатюры

  • index_1.php.jpeg
  • index_2.php.jpeg
  • index_3.php.jpeg
  • index_4.php.jpeg
  • index_5.php.jpeg
  • index_6.php.jpeg
  • index_7.php.jpeg
  • index_8.php.jpeg
  • index_9.php.jpeg
  • index_10.php.jpeg
  • index_11.php.jpeg
  • index_12.php.jpeg


#17 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 615 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 21 Ноябрь 2008 - 04:48

Понял, спасибо. Кто ж спорит, дело хорошее. На какое время кафтан, середина 17 века? Если не секрет, в чём закавыка?

На мой взгляд, существует очень большая разница между одеждами первой половины 17 века и последней четверти 17 века. Внешне они схожи по форме, однако сопоставлять их можно лишь в свете эволюции кроя русской одежды. Грубо говоря, покрой русского мужского костюма знати кардинально эволюционировал всего за ~30 лет, пройдя целых три(!) фазы: так называемую польско-украинскую, венгерскую и, наконец, французскую (имеется в виду платье первой четверти 18 века). В высших кругах это выразилось в виде стремительного отказа от традиционных русских схем кроя, некоторых характерных азиатских особенностей фасона и манере ношения одежды. Значительно в меньшей степени перемены коснулись низших классов.

Как опять же мне кажется, для понимания ситуации необходимо задуматься о разграничении одежды на верхнюю и уличную, т.е. зипуны и кафтаны в узком значении. Понятно, что бывали самые неожиданные сочетания однотипных платьев, но я сейчас хочу определить исходную позицию: зипун – на рубаху, кафтан – поверх зипуна. Нигде о том специально не говорится, но петровские кафтаны (третье и четвёртое сообщение) относятся к типу зипунов (в описях многие из них так и числятся). Поверх них набрасывали ферезеи – вид роскошного придворного платья правящей верхушки. Портреты последней четверти 17 века (см. выше) тому наглядный пример.

По моим наблюдениям, классическая форма русского кафтана – это долгополая одежда с долгими или часто длинными (превышающими длину рук) рукавами, которые повсеместно встречаются на миниатюрах. Так у Пальмквиста показаны стандартные русские кафтаны – долгополые, с длинными рукавами, собранными в продольные складки, без всяких обшлагов. По моему опыту практичная одежда.

Поскольку я нахожусь на расстоянии от центра движухи, то соответственно не в курсе полёта мысли, идей и проблем стрелецкого движения, однако слыхивал, будто некоторые коллеги не со зла поплёвывают в сторону миниатюр Пальмквиста в качестве источника для реконструкции стрелецкого служилого платья середины 17 века. Дескать, поздноваты. Решительно не согласен. Могу если не доказать, то во всяком случае показать высокую вероятность того, что подобного вида кафтаны были распространены в Московском государстве как минимум с начала 16 века, посему прекрасно вписываются в непрерывную хронологическую цепочку изобразительных источников: С. Герберштейн - Стокгольмский свиток – А. Олеарий – А. Мейерберг – Э. Пальмквист.

Таким образом, переводя мои слова на практику, опираясь на имеющиеся данные, остаётся всего два наиболее чётких варианта туникообразного кроя кафтана первой половины-середины 17 века. Первый: варианты на тему кафтана моремана. Второй: на базе верха от шубы Алексея Михайловича. В этом случае боковые вставки вшиваются прямо в дополнительные клинья рукавов, ластовицы отсутствуют. Это конечно умозрительно, но есть догадка, что такого рода одежда хороша именно для уличной одежды, которую по азиатской моде не опоясывают (имеются изображения). Учитывая нижний зипун и то, что стрельцы всё же опоясываются, то из практических побуждений снова выходим на первый вариант раскроя. Оставшиеся платья мужчин, женщин и духовенства, не относящиеся к последней четверти 17 века, дополняют, но не опровергают эту логику. Замечу, до полков нового строя я не рассматриваю стрелецкие кафтаны в отрыве от остальной общерусской одежды кроме её специальных типов. Сокольничие терлики и царские кафтаны становые (платно) в отношении стрельцов и гражданских можно смело отметать в сторону - это сложные гибриды сакрального назначения.
Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#18 Attila Magyar

Attila Magyar

    Городской советник

  • Патриций
  • 2 195 Сообщений:
  • Gender:Not Telling

Опубликовано 21 Ноябрь 2008 - 10:56

Понял, спасибо. Кто ж спорит, дело хорошее. На какое время кафтан, середина 17 века? Если не секрет, в чём закавыка?



Закавыки есть.
Поскольку подлинных кафтанов мы не знаем - надо проследить все варианты на период 1640-1700гг.
Если с польским платьем мне вроде как ясно то например я не очень пока понимаю, что такое венгерское платье.

Вопросы с разговорами.


Может быть обшлага как раз показатель военной вещи тк в источниках, служилое платье все-таки отличается от гражданской одежды (вопрос чем) Обшлага есть на терлике из ОП и они есть на двух нарвских кафтанах которые явно на лет сорок моложе.
Хотя у Пальмквиста их нет или не видно за крагами перчаток.

Maxim Stanislavich если есть возможность приложить в эту темы другие изображения - будет супер.

Я сделал заявку нашему другу работающему в Венгрии, чтобы он поискал в музеях образцы венгерской одежды 1680-1700 гг, если он чего нибудь найдет - мы будем точно знать, что все остальное русское...



По поводу Пальмквиста согласен- это бесценный источник...

#19 Attila Magyar

Attila Magyar

    Городской советник

  • Патриций
  • 2 195 Сообщений:
  • Gender:Not Telling

Опубликовано 21 Ноябрь 2008 - 11:19

Запостим ка сюда полный текст Висковатова по теме: B) B)


Жильцы, учрежденные Іоанномъ Грознымъ, такъ назывались потому, что большею частью приходили въ Москву изъ другихъ городовъ, на определенный срокъ или на житье. Они избирались изъ детей Стольниковъ, Стряпчихъ и Дворянъ и изъ Детей Боярскихъ. Въ чрезвычайныхъ собраніяхъ при Дворе Жильцы, числомъ отъ 50 до 100 и более, являлись туда въ виде почетной стражи, въ разноцветныхъ терликахъ, бархатныхъ, обьяринныхъ и атласныхъ, на головахъ имели шапки изъ золотой парчи съ меховымъ околышемъ, а оружіемъ ихъ были алебарды и протазаны (164). Въ 1674 году, во время пребыванія въ Москве Шведскаго Посланника Пальмквиста, Жильцы имели верхнюю одежду похожую на ферезь, только съ небольшимъ стоячимъ воротникомъ, подбитую мехомъ и подпоясанную длиннымъ кушакомъ, имевшимъ на концахъ кисти (Рис. № 104). При этомъ наряде у нихъ были шапки съ околышемъ изъ меха и съ какимъ-то украшеніемъ напереди, вероятно вышитымъ изъ золота или изъ серебра, и перщатыя рукавицы или перчатки съ весьма большими запястьями, по нынешнему раструбами. Вооруженіе этихъ Жильцовъ заключалось въ сабле и протазане (165).
 Въ царствованіе Царя Феодора Алексеевича, въ 1678 году, при въезде въ Москву Польскаго Посольства, находился конный отрядъ Жильцовъ съ большими, позади плечъ прикрепленными крыльями и съ длинными въ рукахъ, копьями, у которыхъ, вместо употреблявшихся тогда прапорцевъ, были прикреплены металлическіе драконы, золотые или вызолоченные. Отрядъ этотъ казался Полякамъ Легiономъ Ангеловъ (166) (Рис. № 105).


Стрельцы, учрежденные Царемъ Іоанномъ Васильевичемъ Грознымъ, около 1650 года, не задолго до последней Казанской осады, существовали до самаго 1710 года. Петръ Великій, по возвращеніи изъ своего перваго заграничнаго путешествія, уничтожилъ только Стрельцовъ Московскихъ, въ городахъ же они еще оставались.—Первоначальная ихъ одежда неизвестна, но какъ встарину въ Россіи измененія по этой части были чрезвычайно редки, а въ начале ХVII столетія Стрельцы одевались въ длинныя суконныя платья, походившіи на ферезь, только съ отложнымъ воротникомъ, начинавшимся на груди и срезаннымъ на спине угломъ, то и можно наверное полагать, что эта одежда была у нихъ и прежде. Оружіе ихъ состояло изъ сабли, пищали или самопала и бердыша, который на походе вешали за плечомъ, въ мирное время носили въ правой руке, а въ строю втыкали передъ собою въ землю (170). Часть каждаго Стрелецкаго полка состояла изъ Копейщиковъ.
 Въ 1606 году въ Москве Стрельцы были пешіе и конные, или, какъ ихъ называли, Стремянные. Первые имели красную суконную одежду, белыя берендейки и длинные самопалы съ станками или ложами краснаго цвета. Вторые отличались только темъ, что кроме самопала, висевшаго у нихъ съ правой стороны, у седла, были еще вооружены саадакомъ (171). Въ 1618 году, при вшествіи въ Москву Царя Михаила Феодоровича, пешіе Стрельцы были все въ разноцветной одежде, совершенно похожей на ферезь, только съ отложеннымъ назадъ воротомъ, — какъ сказано выше (Рис. № 106), — и въ железныхъ шапкахъ, имея при себе по сабле, самопалу и бердышу. Копейщики были вооружены копьями и мечами (Рис. № 107) (172). Позже, въ 1661 и 1662 годахъ, по свидетельству Австрійскаго Посланника Барона Мейерберга, Московскiя Стрельцы были одеты, по полкамъ, въ красную и зеленую, разныхъ оттенковъ, одежду, съ шапками, опушенными мехомъ, и съ белыми берендейками, имея оружіемъ саблю, самопалъ и бердышъ (173). Шведскій Посланникъ Пальмквистъ, пріезжавшій въ Москву въ 1674 году, не задолго до кончины Царя Алексея Михайловича, и уже упомянутый выше, подтверждаетъ также, что Московскіе Стрельцы были одеты по полкамъ, но не ограничиваясь только двумя цветами, краснымъ и зеленымъ. Виденные, или, по крайней мере, приводимые имъ Стрельцы имели следующіе цвета одежды и обуви:
 1-й полкъ, Егора Лутохина—платье красное съ малиновыми петлицами; шапка темносерая или железнаго цвета; сапоги желтые (Рис. № 108).
 2-й полкъ, Ивана Полтева—платье светлосерое съ малиновыми петлицами и подбоемъ; шапка малиновая; сапоги желтые (Рис. № 108).
 3-й полкъ, Василiя Бухвостова—платье светлозеленое съ петлицами и подбоемъ малиновыми., шапка малиновая; сапоги желтые (Рис. № 109).
 4-й полкъ, Федора Головлинскаго — платье клюквеннаго цвета съ петлицами черными и подбоемъ желтымъ; шапка темносерая; сапоги желтые (Рис. № 109).
 5-й полкъ, Федора Александрова—платье алое съ петлицами темнокрасными и подбоемъ светлосинимъ; шапка темносерая; сапоги желтые (Рис. № 109).
 6-й полкъ, Никифора Колобова—платье желтое съ петлицами темномалиновыми и подбоемъ светлозеленымъ; шапка темносерая; сапоги красные (Рис. № 109).
 7-й полкъ, Степана Янова—платье светлосинее съ петлицами черными и подбоемъ, коричневымъ; шапка малиновая сапоги желтые (Рис. № 110).
 8-й полкъ, Тимофея Полтева—платье оранжевое съ петлицами черными и подбоемъ зеленымъ; шапка вишневаго цвета; сапоги зеленые (Рис. № 110).
 9-й полкъ, Петра Лопухина—платье вишневое съ петлицами черными и подбоемъ оранжевымъ; шапка вишневая; сапоги желтые (Рис. № 110).
 10-й полкъ, Федора Лопухина—платье изъ желта-оранжевое, по старинному рудожелтое, съ петлицами и подбоемъ малиновыми; шапка малиновая; сапоги зеленые (Рис. № 110).
 11-й полкъ, Давыда Воронцова — платье малиновое съ петлицами черными и подбоемъ коричневымъ; шапка коричневая; сапоги желтые (Рис. № 111).
 12-й полкъ, Ивана Нараманскаго — платье вишневое съ петлицами черными и подбоемъ светлосинимъ; шапка малиновая; сапоги желтые (Рис. № 111).
 13-й полкъ, Лаговскина—платье брусничнаго цвета съ петлицами черными и подбоемъ зеленымъ; шапка зеленая; сапоги желтые (Рис. № 111).
 14-й полкъ, Афанасія Левшина—платье светлозеленое съ петлицами черными и подбоемъ желтымъ; шапка малиновая; сапоги желтые (Рис. № 112).
 Стрельцы, по показанію Пальмквиста, имели верхнее платье съ небольшимъ стоячимъ воротникомъ, и шапку съ меховою опушкою, а у Стрелецкихъ Знаменщиковъ шапки были безъ опушки, съ небольшимъ раздвоеніемъ, у нижняго края, надъ лбомъ (Рис. № 112). Знаменщики у него представлены съ железною саблею, въ такихъ же ножнахъ, привешенныхъ къ кожаному поясу, съ кожаною же берендейкою и съ сумкою при сей последней. Стрельцы имели еще по бердышу и самопалу (174).
 Начальные люди или Офицеры Стрелецкихъ полковъ въ ХVII столетіи одевались почти одинаково съ вышеописанными Жильцами 1674 года; только верхняя ихъ одежда более походила на охобень, нежели на ферезь. Они имели, также какъ Жильцы, сабли и ходили съ тростью или, по тогдашнему—посохомъ (Рис. № 113).
 По свидетельству Пальмквиста, Начальные люди и Знаменщики Стрелецкихъ полковъ носили перщатыя рукавицы или перчатки, съ запястьями (Рис. №№ 112 и 113), подобныя темъ, какія уже описаны въ обозреніи одежды Жильцовъ (175).
 По всей вероятности, одежда и вооруженіе, переданныя Пальмквистомъ, сохранялись у Стрельцовъ до самаго окончательнаго ихъ расформированія въ 1710 году.
 Въ продолженіе 1630, 1631 и 1632 годовъ, предъ войною Царя Михаила Феодоровича съ Польшею, сформированы были изъ Германцевъ, Голландцевъ, Шотландцевъ и Англичанъ Немецкiе полки: четыре пешихъ или Солдатскихъ и несколько Драгунскихъ и Рейтарскихъ, а также шесть Солдатскихъ полковъ Русскихъ (176).
 Одежда пешихъ Немецкихъ полковъ въ то время еще не была однообразна ни въ цветахъ, ни въ покрое, и потому представляла большую пестроту. Каждый полкъ состоялъ изъ Мушкетеровъ и Пикинеровъ, или Копейщиковъ. Вооруженіе первыхъ заключалось въ шпаге или въ сабле, висевшей на перевязи черезъ правое плечо, и въ мушкете съ деревянною вилою или подсошкомъ, при коемъ находился темлякъ. Черезъ левое плечо виселъ лосинный банделиръ съ привешанными зарядцами, подобный Стрелецкимъ, съ мешечкомъ для пуль, пыжей, затравочника и проч., и еще съ небольшою фляжечкою для деревяннаго масла. У банделира, надъ задними зарядцами, привязывался фитиль. Голову защищала железная шапка, или шишакъ, съ наушками, подвязывавшимися подъ бородою (177) (Рис. №№ 114 и 115). Копейщики имели пики или копья, весьма длинныя, слишкомъ двухъ-саженныя, и были защищены вышеописанною железною шапкою и железными латами, которыхъ передняя половина имела две полы. На шею надевали они железный ошейникъ, или ожерелокъ, а шпагу носили на поясе. Дозволялось употреблять и наручи (178) (Рис. №№ 114 и 116).
 Въ строю Немецкіе Капитаны имели копья, Поручики—протазаны, Прапорщики — прапоры, т. е. копья съ прапорами или прапорцами, а Сержанты—-алебарды (179).
 Русскiе Солдатскiе полки были вооружены по образцу Немецкому, но одежду имели свою, одинаковую съ Стрелецкою и называвшуюся Служилымъ платьемъ (180).
 Вооруженіе Немецкихъ Драгунъ было то же, что и Мушкетеровъ, съ прибавленіемъ только топора, который они привязывали къ седлу (181).
 Рейтары Немецкихъ полковъ имели шапку или шишакъ и латы, подобныя вышеописаннымъ, а оружіемъ шпагу, мушкетъ, после замененный карабиномъ, и два пистолета (182).
 Въ последствіи времени иностранные полки мало-по-малу уничтожились и вместо нихъ были учреждены новые, Русскіе, только состоявшіе подъ начальствомъ чужестранцевъ. Изъ нихъ более всехъ известны и долее всехъ существовали 1-й и 2-й Московскіе Выборные полки, после называвшіеся: Бутырскимъ и Лефортовскимъ. Въ Царствованіе Алексея Михайловича, независимо отъ Стрельцовъ, существовали еще регулярные полки: Солдатскiе, Драгунскіе, Рейтарскіе и Казачьи и Гусарскіе или Копейные шквадроны. — Солдатскiе полки были поселены на Северной границе Государства и частью въ Малороссіи; Драгуны были водворены въ Украйне, къ стороне степи, подверженной набегамъ Татаръ; Казаки оберегали границу со стороны Польши, а Рейтары и Копейщики находились по разнымъ местамъ внутри Россіи (183). Особенной одежды всемъ симъ войскамъ присвоено не было, а вооруженіе ихъ составляли: Солдата—шпага, бердышъ и мушкетъ; Драгуна—шпага, мушкетъ, короткое копье и бердышъ или топоръ; Рейтара и Казака—сабля, карабинъ и два пистолета, Гусара или Копейщика — сабля и длинное копье (184).
 Такимъ образомъ, во второй половине XVII столетія Россія, кроме Временныхъ своихъ войскъ, собиравшихся только въ случаяхъ войны, имела всегда въ готовности войска Непременныя, состоявшія изъ Стрельцовъ, Солдатъ, Драгунъ, Рейтаръ, Казаковъ и Копейщиковъ. Краткое понятіе о вооруженіи разнородныхъ и разнонародныхъ Россійскихъ войскъ въ Государствованіе Царя Алексея Михайловича даетъ разсказъ Стольника и Наместника Переяславскаго Чемоданова, ездившаго Посланникомъ въ Венецію въ 1657 году:
 „У Великаго Государя нашего, у Его Царскаго Величества, противъ Его Государевыхъ недруговъ, рать сбирается многая и несчетная, и строенье многое, различными ученьи и строеньемъ: перво, устроены многія тысячи Копейныхъ ротъ, Гусарскаго строю; а иныя многія тысячи устроены Конныя, съ огненнымъ боемъ, Рейтарскаго строю; а иныя многія жъ тысячи устроены Драгунскимъ строемъ, съ большими мушкеты; а иныя многія тысячи устроены Солдатскимъ строемъ: и надъ теми надо всеми устроены Начальные люди: Генералы, и Полковники, и Подполковники, и Маіоры, и всякіе Начальные люди по чиномъ. А Низовая сила, Казанская, и Астраханская, и Сибирская, и иныхъ многихъ Государствъ Его Царскаго Величества, сбирается многая, несчетная рать, и бьются конныя лучнымъ боемъ; а большаго и меньшаго Нагаю Татарове, и Башкирцы, и Калмыки бьются лучнымъ же боемъ; а Стрельцовъ Московскихъ устроено на Москве сорокъ тысячъ, опричь Городовыхъ: а бои у нихъ Солдатскаго строенья. А Донскіе, и Терскiе, и Яицкіе Казаки бьются огненнымъ боемъ; а Запорожскіе Черкасы бьются лучнымъ и огненнымъ боемъ. А Государевыхъ Городовъ Дворяне, и Дети Боярскіе, и всякихъ чиновъ люди, те бьются розными обычаи: лучнымъ и огненнымъ боемъ, и кто къ которому бою навыченъ. А Его Царскаго Величества, Его Государева полку, Спальники, и Стольники и Стряпчiе, и Дворяне Московскiе, и Жильцы, те бьются своимъ обычаемъ: только у нихъ бою, что подъ ними аргамаки резвы, да сабли у нихъ востры, на которое место ни пріедутъ, никакіе полки противъ ихъ не стоятъ: то у Великаго Государя нашего и строенье" (185).
 Въ единодержавіе Петра Великаго Русское воинство получило новое, прочное устройство, а съ темъ вместе установились и непременныя правила для его обмундированія и вооруженія.

#20 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 615 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 21 Ноябрь 2008 - 21:23

Проследить можно, но одежды последней четверти 17 века мало дадут для решения вопроса кроя более ранней одежды, потому что они новомодные.

Изначально польская мода сформировалась под воздействием венгерской моды, но местные традиции и, видимо, тесные контакты с Русью внесли свои коррективы. Характерные признаки польской моды – приталенный крой, часто окорокообразные рукава. Можно сказать, что сокольничий терлик сильно подвержен польскому влиянию. Обычно его относят к середине-второй половине 17 века. Венгерская мода – не долгополое платье, хорошо посаженное по телу. Отличительная особенность - особая конструкция бортов, отсутствие или малое количество застёжек. Нарвские кафтаны – венгерские. Хитрая конструкция расширяющих боковых вставок, зауженная спинка и обилие нашивок объединяет обе эти моды. Разницу составляют местные (в смысле не русские, но и руские тоже) детали и то, что венгерское платье в чистом виде пришло на Русь позже польской моды как явления, а не прямого заимствования. Например, числящийся в описи Оружейной палаты "польский" кафтан в действительности таковым не является, но подражает польским аналогам.

Может быть обшлага как раз показатель военной вещи тк в источниках, служилое платье все-таки отличается от гражданской одежды (вопрос чем) Обшлага есть на терлике из ОП и они есть на двух нарвских кафтанах которые явно на лет сорок моложе.

Как это моложе? Кто сказал?
По-моему, обшлага - это просто новомодная деталь и не более. Отличие гражданского и служилого платья должны составлять цвет и отделка. В отдельных случаях - покрой. Тогда очень важно уточнять - какие полки, какой период?

Хотя у Пальмквиста их нет или не видно за крагами перчаток.

Полагаю, что их попросту нет. Судя по обильным поперечным складкам, это самые обычные русские кафтаны без всяких обшлагов (см. миниатюры ниже). Среди новомодных кафтанов рукава предполагаемой оригинальной длины не встречаются. Фёдоров абсолютно прав, что изобразил стрелецкий кафтан без обшлагов, но при том почему-то без воротника.

Какие трудности с нашивками (разговорами)?

Я сделал заявку нашему другу работающему в Венгрии, чтобы он поискал в музеях образцы венгерской одежды 1680-1700 гг, если он чего нибудь найдет - мы будем точно знать, что все остальное русское...

Атилла, я могу сразу сказать, что всё русское (кроме даров), но с характерными особенностями согласно текущей моде. Кафтаны они как были, так и остались, просто их стали по-другому кроить. Кафтан считался настолько родной вещью, что введённое в первой четверти 18 века западное платье всё равно продолжали называть кафтаном.

Теперь миниатюры с типичным русским кафтаном. Последолвательность: 1) С. Герберштейн, 16 век. Посольский человек слева; 2) Стокгольмский свиток, 1607 г. Пеший московит в красном кафтане с чёрными нашивками; 3) А. Олеарий, вторая четверть 17 века. Молодой человек в шапке; 4) А. Мейерберг, 60-е гг. 17 века. Прорисовка стрельца (на оригинале он такой же). Миниатюры Э. Пальмквиста, 1674 г., Атилла уже загрузил.

1_Gerberstein1.jpg 02_Stockholm_Roll1.jpg 03_Olearius1.jpg 04_Mejerberg1.jpg
Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых