Крупнее: https://keep4u.ru/ful...754a3540201/jpg
Охабень - верхняя женская одежда*. Первая половина XVII в. Москва. Ткань - объярь струйчатая, шёлковый итальянский атлас. Галун из прядёных золото-серебряных нитей.
Верхняя распашная длинная одежда, сшитая из прямых полотнищ ткани с боковыми клиньями. Рукава длинные, закрывающие кисть руки, вшиты по прямой. Украшена узким золото-серебряным галуном по краям рукавов и по всем разрезам одежды.
Ранее хранился в ризнице Саввино-Сторожевского монастыря. приписывался царевне Софье Алексеевне. Однако текстильный анализ позволяет отнести данную одеждку к первой половине XVII века и прийти к выводу о том, что охабень происходит из гардероба царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой, жены царя Михаила Федоровича.
* Не до конца понятна разница между охабнем и опашнем. В исследовательской среде нет единого мнения на этот счёт. Я придерживаюсь мнения, что охабнем называли мужскую плечевую одежду, сшитую из тяжёлых материй (сукно, тяжёлые шелка), застёгивающуюся на пуговицы. Охабни имели прорехи в проймах, куда продевали руки. Таким образом, рукава свисали за спину. Опашень – конструктивно такое же платье мужчин и женщин, сшитое из лёгких материй (хлопок, шёлк). Платье не имеет прорех в проймах, поэтому обычно просто накидывалось на плечи. В ряде случаев опашень мог иметь пуговицы.
------------------------
Крупнее: https://keep4u.ru/ful...768fc4d0059/jpg
Женская одежда. XVII в. Россия. Ткань - персидская камка.
Одежда прямого покроя с удлинёнными рукавами, вшитыми в пройму по прямой линии. Вырез ворота округлой формы. Одежда не имеет нашивного декора и подкладки. Полы соединены между собой лёгким швом [«вперёд иголку» - М.С.]. В музейных описях значится как «рубашка». Однако её правильнее было бы относить к другому типу одежд - распашным, бытовавшим на Руси в XVI-XVII веках.
Одежда поступила из Звенигородского музея. Есть документальные свидетельства, что она была подарена в 1628 году боярином Львовым царю Михаилу Фёдоровичу, первому из династии Романовых.
------------------------
Крупнее: оригинал (не экспонируется), реконструкция (ГИМ).
Одежда была найдена в 1935 году в каменной кладке Китайгородской стены. Прошла реставрацию в мастерских ГИМ.
Одежда длинная, с косыми клиньями по бокам, распашная, застёжка на пуговицах из узелков шнура и на воздушных петлях из того же шнура, вырез высокий, округлой формы, на плечах - разрезы овальной формы, напоминающие о незашитых проймах телогреи, но руки в них продеть невозможно. Рукава настолько узкие, что носят чисто декоративный характер.
Это интереснейший вид одежды переходного типа от телогреи к сарафану. По ткани и покрою она датируется второй половиной XVII века. Ткань от долгого пребывания в земле утратила свой цвет.
Крой - https://photofile.ru/...ge/48823374.jpg
Е.Л. Ефимова. Древнерусская одежда и русский народный костюм XV-начало XX века//Костюм в России XV-начало XX века. Из собрания Государственного Исторического музея/Под. ред. Е.Р. Беспаловой. - М., 2000.
P.S.: почему-то три разных сообщения слились в одно - разделил пунктиром.
Изменено: Maxim Stanislavich, 03 Май 2007 - 14:46