Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Black Prince (шлем и др. вещи - исследования и реставрация)


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
12 ответов в теме

#1 Nevo

Nevo
  • Горожанин
  • 319 Сообщений:
  • Location:С-Петербург

Опубликовано 07 Ноябрь 2018 - 23:43

   Canterbury Cathedral:
   first Conservation and Collections Conference – The Black Prince: Man, Mortality & Myth 16 and 17 November 2017
   Кентерберийский Собор: 
   первая Конференция  по Сохранению и Собранию – Чёрный принц: Человек, Бренность и Миф, 16 и 17 ноября 2017
 
 
The Black Prince's seal, his helmet and shield in the centre framed by two Ostrich feathers
Печать Чёрного Принца, его шлем и щит, в центре, обрамлённый двумя страусовыми перьями 
 
   Исследование Большого Шлема Чёрного Принца
 
   (com-ts)
"Toby Capwell has made presentations about the differences between tournament gear and combat gear. 
Tournament gear tends to be overbuilt in an effort to ensure maximum protection. 
Combat gear must be light enough to permit mobility not only for a brief period of time, 
but for the duration of strenuous combat. 
Of course, this position is also speculative, <...> but it bears decent grounds for support!"
 
   (из комментариев) 
"Тоби Кепуэл пояснил различия между турнирным и боевым снаряжениями. 
Турнирное - имеет тенденцию быть перегруженным, в целях максимальной защиты. 
Боевое же снаряжение должно быть достаточно лёгким, 
позволяя сохранять подвижность на всём протяжении напряженного боя, 
а не только краткое время. 
Конечно, это положение тоже спекулятивно, 
<...> но оно достаточно основательно для поддержки!" 
 
   Leather Conservation - The Black Prince's Shield / Консервация Кожи - Щит Чёрного Принца
 
   The Black Prince's Jupon / Надоспешник Чёрного Принца
 
   The Black Prince's Cap of Maintenance / Шляпа Нашлемной Фигуры Чёрного Принца
 
   Investigating the Black Prince's Tomb / Исследование Гробницы Чёрного принца
 
   Dressing in late 14th century armour / Облачение в доспех XIV столетия

Прикрепленные миниатюры

  • Black Prince 1a.jpg
  • Black Prince 1b.jpg
  • Black Prince 2.jpg
  • Black Prince 3.jpg
  • Black Prince 4a Shield, the red and gold colouration on the leather.jpg
  • Black Prince 4b.jpg
  • Black Prince 5 The Black Prince's Jupon.jpg
  • Black Prince 6a.jpg
  • Black Prince 6b.jpg
  • Black Prince 7.jpg


#2 Holger

Holger

    Городской советник

  • Модератор
  • 4 719 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Владивосток

Опубликовано 08 Ноябрь 2018 - 03:38

Спасибо!

Я спрашивал Кэпвелла, будут ли публикации докладов на бумаге - намерения есть, но ни какой конкретики (на весну 18-го года) не было.

К сожалению, тему подшлемника в Шлеме ни в роликах, ни как то еще  не затронули. В том плене, что визуализации (на текущий моент), нет.

Исследование его щита на надоспешника, на мой взгляд, оказались более наглядными и информативными.



#3 Nevo

Nevo
  • Горожанин
  • 319 Сообщений:
  • Location:С-Петербург

Опубликовано 09 Ноябрь 2018 - 09:37

Для меня эти три шлема (т.е. ещё Пембридж и Leeds) весьма интересны /по-своему/, ну, именно как "кюбельхелмы"

(т.к. мне вообще всё, касающееся Topfhelm, интересно).

Наткнулся на одну диссертацию, где предполагается, что все они фламандской (а не английской) работы...

и, похоже, возможно не безосновательно...

Товарищ рылся в записях тауэрских хранителей.

Надо будет повнимательнее посмотреть.



#4 Holger

Holger

    Городской советник

  • Модератор
  • 4 719 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Владивосток

Опубликовано 09 Ноябрь 2018 - 15:55

Сильно сомневаюсь, что возможно проследить родство всех тех Шлемов. Морфологически Шлем Пембриджа и Шлем из Лидса - идентичны, а Шлем Эдуарда - другой.

О Шлеме из Лидса уж точно ни чего не будет записано в тауэрских документах - куплен он для музея в 1974-м году, на аукционе Сотбис, а найден был в каком то деревенском пабе, антураж там делал... Да и Шлему Пембрижда в Тауэре тоже делать нечего.

Клейм на них нет (по крайней мере еще недавно о них не упоминалось), чем еще увязать их между собой - не ясно.

Хотя, само по себе фламандское происхождение ни чем удивительным не будет.

На германских надгробиях, очень похожие Шлемы, изображены не единожды.

Л.Саусвик в своей работе "Большой Шлем в Англии" тоже предполагает их зарубежное происхождение, правда без какой то географической конкретики.



#5 Yuriy

Yuriy

    номадовед

  • Эксперт
  • 6 862 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Москва
  • Interests:Военное дело кочевников

Опубликовано 09 Ноябрь 2018 - 18:54

 

Л.Саусвик в своей работе "Большой Шлем в Англии" 

 

 

Саш, можешь уточнить, что за работа?


"археология - это еще далеко не все, и, кстати, не всегда!" (с) с ТФ, автор не установлен…

"Дураки обсуждают тактику, умные стратегию, а профессионалы снабжение." (с) druzhinnik

#6 Ollie

Ollie
  • Старожил
  • 3 230 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Saint Petersburg

Опубликовано 09 Ноябрь 2018 - 20:52

 

 

Л.Саусвик в своей работе "Большой Шлем в Англии" 

 

 

Саш, можешь уточнить, что за работа?

Лесли Сауфвик:

https://www.tandfonl...rnalCode=yaaa20

 

для дальнейшего чтения:

https://www.academia....ment_Reinforces

 


“The conflict of testimony remains insoluble, a lesson to those who look for certainty in history.”
Jonathan Sumption “The Albigensian Crusade”

#7 Nevo

Nevo
  • Горожанин
  • 319 Сообщений:
  • Location:С-Петербург

Опубликовано 12 Декабрь 2018 - 10:53

Некоторые данные о производстве, происхождении и терминах доспеха XIV века.
Цитаты на английском не привожу, - сильно ухудшает "читабельность".
   Полностью работа доступна здесь:
 
 
Роланд Томас Ричардсон *
«Средневековые описи Тауэрских арсеналов 1320-1410»
   Университет Йорка
   Факультет Истории
Данная работа представлена на соискание степени доктора философии
 { у нас - степень кандидата наук }
   Ноябрь 2012 г.
 
{ * Ричардсон работал в должности куратора Royal Armouries }
 
   стр. 5
Список иллюстраций
<...>
4. Большой шлем для войны, возможно английский, середина четырнадцатого столетия.
    Королевские Арсеналы, номер IV.600.
<...>
 
_ 1 fig. 4 Great Helm.jpg
 
   стр. 6
Например, ламбрекен { франц. lambrequin },
- декоративный тканый покров для большого шлема,
"белого бархата, шёлковой вышивки с мелким жемчугом",
оставался в Тауэре в течение всего периода существования личной королевской гардеробной,
равно как и небольшой сейф ореховой древесины, стянутый позолоченной медью. *55
 
[ *55 TNA, E 372/198, rot. 34, m. 2, 
         ‘j parvo forserio de muge garnito de cupro deaurato de jocalibus regis’.  
        TNA - здесь и далее, индекс документа в Национальном Архиве, в Кью (Kew) ]
 
   стр. 33
(1338 г.)
   десять paunces* без рукавов...
 
{ * собственно, не ясно какова может быть даже транскрипция этого слова,
     паунче ~ пунс ~ понс ...
  т.к. латинское ли оно, норманнское ли, (англо-саксонское - вряд ли) }
 
<...>
   двенадцать пар musekins...
<...>
   Большая часть была немецкой, из Кёльна,
<...>мастеров Годестола, Джона Бертольда и Герата, которые поставили:
<...>
      21 пару рукавов и paunces,
      22 paunces,
 
   стр. 37
Напротив - кольчужный воротник, пара paunces и рукавов
могли быть отпущены как набор, такой, что был выдан Ричаду Фицэлэну 9 мая 1338...
 
Сэру Джону Молинсу дано два обержона
и пара кольчужных paunces и рукавов ‘из стали, ценою в 100 шиллингов’
В целом Флит * отпустил 148 пар paunces и рукавов...
четыре пары musekins...
 
{ * Флит - John Fleet (Flete)
Джон Флит, секретарь и управляющий палаты в 1333-44-х,
хранитель личной королевской гардеробной 1323-44-х, базировавшейся на Тауэр 1338-44-х,
хранитель гардеробной королевы в Тауэре
(в том, который Тоат называл Мэнсел Тауэр, в северо-восточном углу крепости,
по-видимому имея ввиду Мартин Тауэр),
хранитель монетного двора в Тауэре в 1338-44-х,
скончался при исполнении служебных обязанностей в 1344 году. }
 
   стр. 38
Несмотря на использование кольчужных рукавов, paunce и воротников,
полные кольчужные рубахи или обержоны (lorice) продолжали изготовляться,
и, по-видимому, в большинстве отпускались войскам более низкого ранга,
таким, как экипажи судов, но и тяжеловооружённым всадникам тоже.
Кольчужные корсеты появляются в счетах Флита, и нигде более.
Вероятно, это были кольчужные рубахи-безрукавки,
и некоторые из них описаны, как поступавшие с кольчужными рукавами и paunces.
 
Счёт Флита содержит только одну форму кольчужного воротника, это 'pisane'.
Сохранившийся пример защиты такого типа из Лондона,
поддающийся датированию четырнадцатым столетием,
это кольчужный воротник в Британском Музее, из коллекции Роуча Смита (илл. 3),
<...>
Иллюстрация 3 кольчужный воротник, вероятно pisane *. Британский Музей, № 1856.07-01.2244.
{ * не понятно, может от (итал.) pisane - т.е. "пизанский" }
 
_ 2 fig. 3 pisane.jpg
 
   стр. 39
paunces - наиболее вероятно были либо кольчужными юбками, либо кольчужными корпусами.
Подобно кольчужным рукавам и частям кольчуги, они видны по краям бригандина
на памятных досках того времени.
Этимология термина неясна; он появляется примерно в то же время, что и 'paunch'
- (досл.) 'живот' для брюшины,* но он же соблазнительно близок и немецкому термину Panzer,
использовавшемуся для кольчужного доспеха на протяжении Средних Веков и позже.
   { * увы, только так, иначе вообще - " 'живот' для живота " - масло-масляное... }
 
   стр. 40
<...>
Только musekins остаются неидентифицируемыми;
они всегда встречаются парами, и отпускались, как дополнение к обычному комплекту
из кольчужного авентайла, пары рукавов и paunces, и pisane, наряду с парой пластин. *100
 
  [ *100 Хотя назначение musekins неизвестно, они засвидетельствованы в другом месте. 
            Французский cтих четырнадцатого столетия перечисляет 
            ‘musekins, genouilleres, gardebras, greves и coiffrains’, процитированные в работе
            "В защиту воровства: французская ироническая похвала четырнадцатого столетия",
            С.М. Тэйлор, Neophilologus, 15 (1981 г.), 358-65.
            Инструкции по вооружению всадников в Hainault в 1336 г.
            требуют либо обер и кольчужные шосс, либо обержон, кольчужный коиф или бевор,
            рукавицы (wans de maille) и шосс, или кольчужные paunces (pans), рукава (maunches),
            бевор, musekins, шосс и рукавицы,
            см. Premier registre aux plaids de la cour féodale du comté de Hainaut 1333 à 1405,
            в ред. F. Cattier (Брюссель, 1893 г.), 1-2.
            Это интересно также и потому, что предполагает суть отличием обера от обержона
            ранней половины четырнадцатого столетия могло бы быть то,
            что обер имел неотъемлимые коиф - для головы и варежки - для рук,
            тогда как обержон таковых защит не имел.
            Касательно musekins, см. Британская Библиотека, рукопись Add. MS 60584,
            листы 42 оборотная, 43 оборотная, 
            в вышеупомянутой ссылке на Ричада Фицэлэна, графа (эрла) Arundel. ]
 
   стр. 41
... список материального сохрана в дебете в конце его учётной записи,
в котором кольчуга составляет:
   9 пар paunces и рукавов,
   6 пар paunces без рукавов,
   3 обержона,
   корсет,
   24 воротника,
   14 авентайлов,
   8 пар musekins.
Однако, квитанция на кольугу в отчете Милденхола включала:
   84 пары кольчужных paunces и рукавов, 12 для турнира, 4 пары paunces без рукавов,
   9 pisanes, 5 из кольчуги и 4 из пластины,
   8 пар musekins,
   49 авентайлов, 7 старых и изношенных,
   4 кольчужные рубахи, одна из тонкого листа,
   2 пары кольчужных защит ноги (calige). *103 
[ *103 TNA, Е 372/198, rot. 34. ]
 
Во время заведования Милденхола Томас Хэтфилд депонировал
206 pisanes, пятьдесят семь авентайлов, сорок четыре пары paunces и кольчужных рукавов,
100 кольчужных клиньев { gussets }, все возвращённые из Кан.
Четыре пары paunces и рукавов, девяносто один pisanes с семьюдесятью пятью покровами *104
и семнадцатью авентайлами были также возвращены из палаты.
[ *104 ‘Pavillonis pro pisanis’, термин, неисследованный в дисциплине по доспеху,
           но обычный для этой и смежной отчетностей,
           вероятно означающий подкладку, или покров для кольчужного pisane ]
 
   стр. 41-42
Отдельные рыцари или командиры кораблей
снабжались комплектами вооружения, так же, как в счёте Флита,
типичный набор, включающий
пары защит предплечий, защит плеч, пластин, кольчужных рукавов и paunces, авентайла, басинэ  и шлема.
Письма от короля c инструкциями Томасу Ролистону, недавно повышенному pavilioner,
касательно отпуска всех луков, арбалетов и прочего снаряжения лучников,
и определённых количеств вооружения, а так же копий,
и датированные июнем 1345 г. и апрелем 1346 г. соответственно, уполномочивали отпуск
сорока пар кольчужных рукавов и paunces, 156 pisanes с девяноста семью покровами
и сорока авентайлами для снабжения во Франции.
Письмо от февраля 1346 г. уполномочивало отпуск одному из королевских оружейных камердинеров
двадцати двух кольчужных рубах, восьми пар кольчужных рукавов и paunces, сорока авентайлов.
Большие поставки вооружения были также сделаны на корабли,
включая 115 pisanes на ког * Джон, заявленные в июне 1345 г..
Остаток из его первого отчёта включает:
   72 пары кольчужных рукавов и paunces,
   28 pisanes,
   8 пар musekins,
   70 авентайлов,
   47 кольчужных рубах, 16 с воротниками. *105
[ *105 TNA E 372/198, rot. 35, m. 2d, rot. 36, m. 2. ]
{ * cog тип корабля }
 
Во втором отчете Милденхола
Томас Петерсфилд *106 возвратил партию вооружения включавшую,
тринадцать пар кольчужных paunces, две пары клиньев, три пары шосс,
четыре пары musekins, сорок одну кольчужную рубаху,
семь ‘privy tunics’, футерованных кольчугой,
из них пять крытых белой бумазеей, две других - бурой тканью,
и кольчужный коиф.
Робет Колстэн *107 депонировал ноября 1351 г.
тридцать три пары paunces, семьдесят три пары рукавов и единичный рукав,
девяносто семь pisanes, девяносто авентайлов, пятьдесят семь кольчужных рубах.
Джон Кёльн *108 депонировал сорок pisanes и сорок кольчужных рубах.
[ *106 клерк палаты, см. Приложение имён.
  *107 другой клерк палаты, см. Приложение имён.
  *108 королeвский оружейник, см. Приложение имён. ]
 
   стр. 44
104 пары кольчужных paunces, 50 из них ‘разнообразного плетения’
(т.е., некоторые наполовину-клёпаные, а некоторые полностью клёпаные,
как оговаривалось выше, стр. 34-6), и 44 изношенные,
138 пар кольчужных рукавов плюс один, 77 длинных, 45 коротких, 2 пары для турнира,
2 пары клиньев, { gussets }
3 пары шосс,
148 pisanes, 4 из железных пластин, другие 144 из кольчуги,
12 пар musekins,
186 авентайлов для басинэ,
173 кольчужные рубахи, 88 старого образца без воротников, 76 нового - с воротниками,
4 полностью клёпаные, 3 для турнира и изношенные, одна кольчуга-jazerant и одна из тонкого листа.
 
_ 3 Table 1 of mail.jpg
 
   Таблица 1
Сводные данные по кольчуге в арсенале, из квитанций и остатков, 
показывающие, как во второй половине столетия кольчуга для простых солдат
превращаться в основной разряд единиц хранения.
 
Кольчуга-Jazerant, термин, производный от персидского khazagand,
относящийся к кольчуге, покрытой тканью изнутри и снаружи. *122
Из-за проблем сохранности, связанными с подобными предметами одежды,
выжили очень немногие, и из них нет ни одной европейской.
Две - турецкие и, возможно, шестнадцатого столетия, *123 
и одна индийская, возможно, семнадцатого столетия, в арсенале в Биканере, в Раджастане. *124
Другая такая кольчужная рубаха-jazerant, как и авентайл такой же конструкции
(i gazerant & i camail de maisme), регистрирован в инвентаре Рауля де Неля от 1302 г. *125
   [*122 см. Х.T. Норис, " Обер, казаганд и "роман Antar" ",
             Журнал Общества оружия и доспеха, 9 (1978 г.), 93-101,
             и А.С. Меликян-Ширвани, "Путешествие казаганда на запад",
             Журнал Общества Оружия и Доспеха, 11 (1983 г.), 8-35.
  *123 Первые в Askeri Müze, в Стамбуле, другой в Королевских Арсеналах, в Лидсе, № XXVIA.322.
  *124 Королевские Арсеналы, № XXVIA.304.
  *125 "Рыцарский доспех начала XIV столетия в инвентаре Рауля де Неля",
          ред. Ф.М. Кели, Бёлингтонский Журнал, 6 (1905 г.), 468.]
{ и см. стр. 251-(252) }
 
   стр. 45
Четыре полировщика были заняты ремонтом кольчуг и другой брони
по той же норме в течение 105 дней,
и четыре камердинера по 4 пенса за день в течение 203 дней катали бочки,
чтобы очистить кольчугу.
<...>
Возврат снаряжения из Кале включал тридцать семь кольчужных рубах с воротниками,
восемьдесят кольчужных авентайлов, семьдесят восемь pisanes,
восемьдесят три пары кольчужных рукавов, длинных и коротких,
и тридцать ремней для paunces,
- опять демонстрируя деталь конструкции этой плохо понимаемой защиты.
 
   стр. 46
В отчете Хенри Снэйта за 1362 г. *126 квитанция на кольчугу включала:
186 кольчужных рубах, 29 с воротниками pisane, 112 с воротниками нового изготовления,
4 чрезвычайно клёпаных (de alta clavatura), 3 для турнира, изношенных, 1 кольчугу jazerant,
1 из тонкого листа, 18 из стали и 18 простых (communes),
   90 пар paunces, 40 пар различной клёпки, 48 пар изношенных и 2 пары из Ломбардской кольчуги,
   194 пары кольчужных рукавов,
   201 pisanes,
   162 авентайлов, 28 из стали,
   2 пары клиньев,
   3 пары шосс,
   3½ (7 кусков) кольчужных бардов, изношенных, для лошадей,
   из которых 1 бард из Ломбардской кольчуги.
   <...>
   201 pisanes
 
_ 3 Table 1 of mail.jpg
 
Подробности происхождения кольчужных рубах появляются во втором счёте Снэйта от 1364 г., 
когда была выдана плата Джону Пэйну, оружейнику из Лондона
за <...> одну кольчужную рубаху ‘de maille iasserainto’,
списанная в 1362 г., она вновь появляется в счёте Джона Слифода от 1369 г., *130
а кольчужные воротники подразделены на 'pisanes' и 'standards'.
[ *130 TNA, E 101/395/1. ]
 
   стр. 49
Некоторые устаревшие типы, такие, как кольчужный коиф и musekins,
встречавшиеся в 1330-е и 1340-е, исчезли, в то время как некоторые типы,
включая элементы конской кольчужной брони, остаются в книгах на протяжении всего периода.
Запасы кольчужных рукавов и paunces, популярных в течение краткого периода в 1330-х и 1340-х,
оставались в сохране в течение большей части столетия, увеличившись в 1350-х
до почти 200 пар рукавов и почти до 100 paunces, и постепенно снизившись
до 160 рукавов и семидесяти восьми paunces к концу четырнадцатого столетия.
Последовательность количеств от одного инвентаря к другому,
и нехватка или проблемы с одними и теми же типами указывают,
что это - те же самые части кольчуги, кочующие от счета к счёту.
Кольчужные рубахи, возвращенные в Тауэр в 1340-х,
многие из которых были устаревшими или изношенными,
оставались в запасе все 1350-е и вероятно долее.
Схема закупок и необходимость больших количеств снова видны в 1360-х,
когда запас кольчужных рубах достиг своего наивысшего уровня почти под 2000
и снова упал до 166 в конце 1370-х.
К началу 1380-х запас возвратился к высокому уровню и оставался таковым до конца столетия.
Поскольку ни в одной из последующих отчетностей нет достаточной детализации касательно запасов,
узнать сколько сохранилось с середины столетия не представляется невозможным.
 
   стр. 51
Уилэм, самый младший сын Фалка Пембриджа, согласно его воле от 1325 г. принял
‘deux haberiouns, un healme, un bacinet, un aventail e un colret, un palet,
 un peire de espaudlers, un peire de gans de plate, quisseux e greves’.
   ‘2 кольчужные рубахи *, 1 шлем, 1 басинэ, 1 авентайл, 1 воротник, 1 палет,
   1 пару наплечников, 1 пара рукавиц пластинных, набедренники и наголЕнники’
в то время как его самый старший сын вместе с прочим другим снаряжением принял
   ‘un peire de ces meilours plates’. *144
[ *144 M. Прэствич, "Армии и война в Средние Века: английский опыт"
          (Нью Хэвэн и Лондон, 1996 г.), 26–7. ]
{ * так в тексте - ‘2 mail shirts, ... }
 
   стр. 54
С 1338 года, будучи ответственным за армейские поставки для войны с Францией, 
Флит имел дело с большим количеством доспехов:
   800 пар пластин *,
   1943 басинэ,
   100 больших шлемов,
   146 шляп-kettle, / досл. шляпа-"котелок", нет адекватного термина (?шапель с малыми полями) /
   516 пар набедренников,
   130 пар нижней защиты ноги (tibiis) и одной полу-пары
   14 пар нижней защиты ноги (skinbaux),
   8 пар сабатонов,
   424 пары защит плеча и защит предплечья (antebraciis и retrobraciis),
   314 защит плеча,
   563 латных рукавицы ** (cerotecis de plate),
 
{ * пары пластин - здесь и далее возможно речь идёт о защите торса;
сравн. пояснение к илл. 7 данной работы (Figure 7) }
 
_ 5 fig. 7 pair of plates.jpg
 
{ ** здесь в тексте - plate gauntlets - (досл.) "пластинные рукавицы",
ниже в тексте будут приводиться и просто "gauntlets" т.е. без "plate",
они переведены просто как "рукавицы",
хотя 'официальный' термин для "gauntlets" - "латнаые рукавицы"
(см. Англо-Русский словарь, Мюллер В.К., 1992) }
 
   стр. 55
   пара наголЕнников для нижней части ног. *161
[ *161 BL, Add. MS 60584, ff. 43,44v
    BL - здесь и далее, Британская Библиотека 
    Add. MS 60584 / номер рукописи /,
    ff. / листы ( f от folio (фолио - нумерация страниц)) /
    43,44 обр. / (v от verso (версо - оборотная сторона)) /
    Флит отчитывался за пары пластин под кольчугой, остальное пластинное снаряжение, 
    вместе со щитами и текстильными предметами одежды, которые носят с доспехом. ]
 
Отчеты по закупкам включают тех же самых оружейников (или торговцев),
что поставляли кольчугу, указывая, что большинство английских пластинных доспехов,
с самого начала бытования пластинного доспеха,
импортировалось из Германии и Низких* Стран.
   { * так в тексте }
Мастера из Кёльна, Годэстал, Джон Бертольд и Герат поставили:
   93 пары пластин,
   197 пар набедренников,
   75 пар нижних защит ноги (tibiarum), { фр. tibia - голень }
   178 пар защит предплечья и защит плеча,
   6 пар защит плеча
   84 пары рукавиц.
   181 басинэ,
   4 шляпы-kettle,
   10 шлемов.
Изготовители из Маастрихта, Джон, Герат, Куранд и Тилман поставили:
   53 пары пластин,
   13 пар набедренников,
   15 пар нижних защит ноги,
   20 пар защит предплечья и защит плеча,
   20 защит плеча,
   49 пар рукавиц.
   237 басинэ,
   43 шлема.
Теренс из Мидэлбурга поставил:
   136 басинэ,
   10 палетов.
Сорок пар пластин были итальянскими, от/из (?)Blas the Lombard.
 
Количесто английских доспехов было относительно мало: 
Уильям Хэйлс, Уильям Скелтон, Джон Куотэмейн,
 
   стр. 56
Джефри Уинчкэм, Ричад Сазэлэнд и Уилэм Уилфорд поставили:
   28 пар пластин,
   38 пар набедренников,
   38 пар нижних защит ноги (tibiarum),
   43 пары защит предплечья и защит плеча,
   66 пар защит плеча,
   22 пары рукавиц.
   159 басинэ,
   2 шляпы-kettle,
   2 шлема,
   1 пару наголЕнников и сабатонов. *162
 
[ *162 BL, Add. MS 60584, ff. 43r–45r.
           листы 43 лиц. - 45 лиц. / r. от recto (ректо) лицевая сторона листа / ] 
 
   стр. 57
<...>
Комплект доспеха возможно для короля, включая 
шлем, басинэ, пары набедренников, защиты низа ноги и стопы (skinbaux и сабатоны), 
защиты предплечья, защиты плеча и рукавицы были отпущены клерку палаты. 
В целом арсенал при Джоне Флите составлял: 
   1642 басинэ,
   93 шлема,
   123 шляпы-kettle,
   26 палетов,
   800 пар пластин,
   366 пар набедренников и наколенников,
   202 пары низжних защит ноги (de tibiis), одна пара skinbaux и сабатонов,
   394 пары защит плеча и защит предплечья,
   305 пар защит предплечья,
   539 пар рукавиц.
Сохранилась группа из трёх шлемов для войны, все английского происхождения,
Эдуарда Чёрного принца - в Соборе Кентэбери,
сэра Ричарда Пембриджа из собора Хиэфод,
- теперь в Национальном музее Шотландии, Эдинбург, номер 1905.489,
и третий, из неизвестной английской церкви,
- теперь в Королевских Арсеналах (иллюстрация 4). *168
 
[ *168 №. IV.600, см. Д. Сполдин, "Неописанный английский шлем ок. 1370",
           Журнал Общества Оружия и Доспеха, 9 (1977 г.), 6-9,
           и Лэсли Саутвик, "Большой шлем в Англии", Оружие и Доспех, 3 (2006 г.), 26–31, иллюстр. 26–28. ]
 
Все три боевые * 
   { * в тексте - "полевые" - (досл.) for the field - "для поля" (ср. полевой госпиталь, поле боя и пр.) }, 
относительно лёгкие и с раздельными смотровыми прорезями (sights)
   { т.е. не с одной сплошной прорезью, как у турнирных }.
Английскими они были названы согласно места их происхождения **,
но свидетельство о поставке шлемов в королевскую гардеробную в период заведования Флита
предполагает, что они намного более вероятно фламандского или немецкого производства.
   { ** так в тексте - their provenance - термин, вообще-то, очень "скользкий" }
 
   стр. 58
Шляпы-kettle были шлемами с полями, 
которые носили и простые солдаты и, реже, тяжеловооружённые всадники.
Известен лишь один пример такой шляпы английского происхождения того периода.
Хранится в Британском Музее (илл. 5), *169
он из коллекции Роуча Смита, найден был на территории станции 'Лондонский Мост',
и за время своей рабочей карьеры, с дополнением к нему ручки (дужки),
претерпел изменения в котелок или поварской горшок.
   [ *169 No. 1856.07-01.2243. / указан музейный номер / ]
 
_ 6 fig. 5 kettle hat, London.jpg
 
   стр. 59
   Басинэ это округлой формы защита для головы, снабжённая кольчужным авентайлом,
что явственно следует из последующей отчетности. Вероятно, что эти ранние басинэ были
сопоставимы с теми двумя, что хранятся в Музее Польди Пецоли в Милане, более ранний
датирован 1330-40 годами, более поздний - примерно 1350-60 -ми. *170
Более ранние примеры это, скорее всего, - с округлыми куполами, которые мы встречаем на 
медных памятных досках середины столетия, тогда как более поздние басинэ, имели заострённый купол
(илл. 6, но см. Скалини, который ранние басинэ с заострённым куполом из Курбурга (Хурбурга) датирует до 1366 года). *171
   { указание на итальянские издания }
[ *170 D. Collura, Cataloghi del Museo Poldi Pezzoli, ii: armi e armature (Milan, 1980), 26, nos 28–9.
  *171 M. Scalini, L’armeria Trapp di Castel Coira (Udine, 1996), 44–6. ]
 
_ 7 fig. 6 bascinet, Lyle.jpg    _ 8 fig. 13 bascinet, Churburg.jpg
 
Примечательно, что только один, указанный в вначале отчетов, имеет забрало;
почти все сохранившиеся басинэ четырнадцатого столетия имеют забрало, будь то тип 'Klappvisier',
с забралом, прикреплённым одиночным шарниром в центре надбровной части, либо типа 'пёсья морда',
с забралом, прикреплённым шарнирами к куполу (либо же с отверстиями под крепление
 
      стр. 60
забрала такого типа, в случаях где само забрало утеряно),
и свидетельства изобразительного искусства того времени указывает на предположение,
что они развивались по мере того, как басинэ становился основным шлемом для войны,
а большой шлем после 1350-х годов снимался с вооружения.
   То, что в это время были басинэ для турнира, - в литературе по доспеху не зафиксировано,
(в противоположность большому басинэ для пешего боя пятнадцатого-шестнадцатого столетий),
и в чём было различие между турнирными и боевыми басинэ теперь неизвестено.
 
      стр. 61
   Назначение палетов того времени неясно.
Исходя из контекста и применения, они, видимо, являлись некой формой защиты головы,
но чем они отличались от басинэ, до сих пор непонятно.
Быть может это просто черепники, известные как сервилье (cervellières), 
надевавшиеся поверх, а возможно даже и под кольчужный капюшон,
который, в свою очередь, надевался под большой шлем,
а некоторые же использовались для ношения со шляпами-kettle. *172
  [ * 172 Блэр, Европейский Доспех, 51,
              и ‘Деревянный рыцарь из Аберэвэни’, Церковные Памятники, 9 (1994 г.), 37-8;
              T. Ричадсон и Д. Стали, ‘Шлем из селения Стрэтн, Бедфодшиэ’
              Ежегодник Королевских Арсеналов, 7 (2002 г.), 15-21. ]
 
Может случиться и так, что значение термина менялось в пределах того же столетия,
по мере того, как они становились более распространённой формой защиты головы,
в более поздних счетАх - гораздо более дешёвой, чем басинэ.
 
   стр. (66)-67
Робэт Милдэнхол получил от Джона Флита в 1344 г.:
<...>
1 палет из железа
<...> 
   [ * 188 TNA, E 372/198, rot. 34, m. 1d, <...> j paletto ferri . . . <...> ]
 
   стр. 68
Небольшому количеству рыцарей, включая сэра Жиля Бушампа,
были даны шляпы-kettle  с палетами, - необычная комбинация,
указывающая на совместное ношение такой защиты.
 
   стр. 69
<...>
и Томас Коли был снабжён кольчужной рубахой с воротником и 'pisane'.
<...>
 
   стр. 70
С 1350-х, и впредь, имеется детальный учёт пластинного доспеха в Тауэре,
занова начинающийся с подробной квитанции Уилиэму Ротвелу от Робета Милдэнхола в 1353. *196
Количество и типы сведены в таблицу 4.
   [ *196 TNA, E 101/392/14. ]
 
_ 9 Table 4 of Tower plate armour.jpg
 
   Таблица 4
Сводные данные по пластинному доспеху в арсенале, из квитанций и остатков,
наглядно показывающее изменение формы акцента, 
от полного пластинного доспеха для тяжеловооружённых всадников,
к доспеху для простого солдата во второй половине столетия.
 
В квитанции Ротвелла есть шестьдесят два больших шлема,
разделённые на :
пятьдесят три для войны, шесть для турнира, три для рыцарского поединка
и, единственного примера, - с рисованным гербом Англии.
Интересно различие между шлемами для войны и оными для турнира
- или "с охватом", для джоста - рыцарского поединка.
Самые ранние из сохранившихся больших шлемов, предназначенных специально для джоста,
это те, что с гробниц сэра Ричарда (БрАйбрука)
 
   стр. 71
БрАйбрука * и сэра Николаса Хаубэка из церкви Кобэм, Кент (илл. 10), *197
и оба они имеют очень толстые верхнию и нижнию предличные пластины,
но без разделяющего усиления.
   [ *197 Королевские Арсеналы, Лидс, no. AL.30 1–2, Саутвик, ‘Большой Шлем’, 39, илл. 34–5. ]
   { * возможно и БрУбрук - имена и фамилии могут не подчиняться правилам произношения }
 
_ 10 fig. 10 helm from Cobhem.jpg
 
Эти шлемы традиционно датированы концом четырнадцатого столетия,
но датирование это основано на допущении, что большие шлемы
не различались до того периода, когда они прекратили использоваться на поле боя.
Инвентаризации королевской гардеробной последовательно различают
доспех для турнира и джоста, и доспех для войны,
запутывая тот подход, основанный лишь на "здравом смысле",
- что де до конца четырнадцатого столетия доспех для обеих целей был идентичен.
Инвентарь Роджера Мортимера от 1322 года
также противопоставляет ‘galea pro guerra’ - ‘galeis pro
 
   стр. 72
torniamentis’, *198
   { ?латынь ~ ?лингва франка ; т.е., видимо, ‘шлем для войны’ - ‘шлемам для турнира' }
и Саутвик указывает, что Роман об Александре 1338-44 годов, в Библиотеке Бодле, Оксфорд,
иллюстрирует два различных типа шлема:
с перекладиной, разделяющей смотровые прорези, - для войны,
и с неразделённой смотровой прорезью,
т.е. "с охватом" передней предличной пластиной и небольшим шагом её вперёд, - для джоста. *199
К концу учётной записи все они исчезли, кроме шести, которые оставались в Тауэре до конца столетия.
Отчёт об одиннадцати шлемах в инвентаре 1399 года - это явно ошибка переписчика,
поскольку число возвращается к шести в следующем инвентаре 1403-6 годов,
и все полностью исчезли к 1406 году. *200
 
   Также интересно описание шляп-kettle.
Их было 112, из которых 110 были из железа, одна - из кожи, для турнира,
и одна - из позолоченного железа, с кромкой из серебра с тиснением в виде позолоченных зверей.
Эта богато украшенная шляпа-kettle, подробно описанная в учётной записи,
весьма сходна со шляпой-kettle из музея Лувр, Париж, найденной при производстве земляных работ в 1980-х,
тоже позолоченной, с тиснением в виде цветочного орнамента,
а так же с короной из геральдических лилий сусального золота (илл. 11). *201
 
[ *198 "Опись движимого имущества Роджера де Мортимера в замке Уигмо 
           и Аббатстве Хиэфодшиэ, датированная (?)15 Эдуарда II, 1322 н.э.",
           редакция А. Уэй, Археологический Журнал, 15 (1858 г.), 359.
*199 Оксфорд, Библиотека Бодле, MS 264; Саутвик, ‘Большой Шлем’, 33-34, илл. 24, 33, 63.
*200 TNA, E 101/403/20, E 101/404/65 и E 101/405/4.
*201 M. Флёри, "Восстановление повреждённого шлема Карла VI", Connaissance des Arts, 439 (1988 г.), 150-5. ]
 
_ 11 fig. 11 katle hat, Paris.jpg
 
   стр. 73
<...> в то время, как самые дорогие палеты были 10-шиллинговыми,
а большинство, - 3 шиллинга 4 пенса.
   [ *202 TNA, E 101/395/1. ]
 
   стр. 75
Существенное количество доспехов было возвращено в Тауэр в 1353 и 1359 годах.
Более ранний возврат, 26 июля 1353 г., из Кале, от Хью Ленжиноэ *205
начинается с личного доспеха короля, некоторых частей, украшенных королевским гербом,
вместе с "тремя доспешными сундуками дабы упаковать доспех короля".
Возврат включал басинэ с двумя забралами, большой шлем, две шляпы-kettle,
пару защит предплечья и защит плеча из железа,
пару защит предплечья из кожи с позолоченными налокотниками,
одну пару набедренников и наколенников из пластин, крытых зелёным шёлком,
другую - из кольчуги, крытой синим атласом,
пару наголЕнников из чёрной кожи, и пару пластин, украшенных королевским гербом,
вместе с кольчужным авентайлом, pisaine, парами paunces и рукавов и парой кольчужных шосс.
   Возврат Ленжиноэ продолжает перечислять существенное количество военного снаряжения,
отосланного обратно в Тауэр, включая восемьдесят басинэ, 105 больших шлемов старых и повреждённых,
пятьдесят старых шляп-kettle, восемьдесят пар простых пластин, три пары защит предплечья и
   [ *205 Хранитель гардеробной в Кале, см. Приложение имён s.v. Lengynour. ]
 
   стр. 76
защит плеча из стали, 123 пары набедренников и наколенников, старых и не представляющих ценности,
300 пар пластинных рукавиц, также старых и не представляющих ценности,
шестьдесят две пары наголЕнников из железа и кожи, старых и повреждённых,
и 157 пар защит предплечья и защит плеча, старых и не представляющих ценности.
 
   стр. 81
Запасы пластинного доспеха в Тауэре в ведении личной королевской гардеробной
следуют почти такому же образцу, как и в случае кольчужного доспеха.
Виды рыцарского пластинного доспеха, носимого с кольчужными рукавами, paunces,
авентайлами и pisanes многочислены в свидетельствах 1330-х и 40-х годов,
с парами пластин, набедренников и наколенников, защит плеча, защит предплечья и рукавиц,
будучи переданными от Флита - Милдэнхолу, в 1344 г., в больших количествах,
вместе с большими шлемами, шляпами-kettle и басинэ,
с меньшим числом защит низа ноги и сабатонов,
и иных специализированных элементов турнирного доспеха.
Большая часть этого материала, включая всё турнирное облачение,
оставалась в сохране в начале 1350-х,
хотя весь этот период были значительные проблемы с доспехами.
Запасы доспеха этого вида достигли пика в 1360 г.
вследствие массовых возвратов после кампании Пуатье.
Небольшая часть их, такая как шесть больших шлемов и
 
   стр. 82
несколько пар набедренников и наколенников оставались в арсенале
до конца четырнадцатого столетия.
<...>
Начиная с 1360-х и далее весь этот тип защиты * постепенно исчезал из арсенала,
   { * т.е. palet }
<...>
(количество) басинэ достигшее пика, перевалив за 1000 в конце 1360-х,
упало до чуть более 100 в конце 1370-х, и пополнилось до 800 в 1380-х,
оставаясь на существенном уровне до конца столетия.
Палеты и пластинные рукавицы в основном следовали тому же самому образцу, что и пары пластин:
наличие более 500 в арсенале к 1360 г. быстро сократилось до менее пятидесяти,
пополнилось до менее 100 к 1370-м и, при малом отпуске и приобретении, оставалось на этом уровне,
лишь с небольшим колебанием, до конца столетия.
 
   стр. (182)-183
В его третьем отчёте за 1373-5 гг. присутствует увеличившееся число дублетов,
и впервые появляются жаки (jacks). Самое раннее упоминание Ивза о жаках - 1364 г., в Париже,
а его самое раннее упоминание в Англии - в 1374 г. *594
Большинство находятся в конце отчёта, но даже просто отпуск указывает,
что дублеты были к этому времени определённо arming-дублетами,
поскольку отпускались с полным доспехом,
тогда как отпущенные три жака, были отправлены в палату,
наряду с луками, стрелами и палетами, по-видимому для выдачи лучникам *595
   [ *594 Ивз, ‘Об итоговых остатках пластинных жаков‘, 137, n. 31.
     *595 TNA, E 101/397/10. ]
 
   стр. (194) -- 218
3.2 TNA, E 101/392/14, счёт Уилэма Ротвела,
хранителя королевской гардеробной в Лондонском Тауэре с 9 мая 1353 по 24 июня 1360 {стр. 194} 
<...>
Adhuc recepta de quisseux, poleinis, tubialis et etiam de bulgis, coifettis, espaularis,
cotis punctis cum loricis, lanceis, crinalis et coffris et morsis de cupro et palettis pro torniamento {стр. 218}
<...>
Recepta platorum, loricarum, bacinettorum, capellarum ferri, pauncorum,
bracorum, pizanorum, aventallorum et aliarum diversarum armaturarum
et rerum de stuffa Cales’
 
   стр. (237) -- 238
Armaturarum de plate
<...>
iij palett’ pro torniamento
<...>
 
   стр. 243
<...>
dxlvj palett’
<...>
 
   стр. 251
Детали описания кольчужных рубах того же самого переходного периода
показывают изменение рукавов от коротких к длинным и присутствие неотъемлемых воротников,
наблюдаемых в сохранившихся примерах, которые могут быть датированы намного более ранним временем.
Отчетность предоставляет детали изменения терминологии доспеха в этот переходный период.
В значительной степени это отход от латыни в сторону французских терминов:
так, кольчуга 'thena' становится 'coiffe',
'antebracchia' и 'retrobracchia' 1330-х - соответственно 'avantbras' и 'rerebras' в 1340-х и 1350-х,
тогда как другие термины указывают на изменение типа,
как в случае кольчужного воротника, когда 'pisane' 1330-х, 1340-х и 1350-х - заменён на стандарт 1360-х;
или в случае рукавицы, когда 'waynpayns' для турнира сосуществовали наряду с боевыми пластинными 'cerothes'.
Есть большое количество новой информации о некоторых редких терминах
хотя они всё же остаются не понятыми полностью.
   Хороший пример - кольчужные 'musekins', встречавшиеся в 1330-х и 1340-х;
отчётность предоставляет существенную информацию о них, такую, как
поставка их совместно с кольчужным аветнайлом, воротником, рукавами и paunces и парой пластин,
а так же и информацию об их цене.
   Есть даже единичная ссылка на кольчугу-'butted'* для турнира, из очень больших звеньев,
в противоречие обычному представлению, что вся подобная кольчуга
по происхождению является либо современной, либо азиатской.
   { * вообще-то - butted - термин для соединения "в стык",
        но, исходя из контекста, видимо - речь о кольчуге "из сведённых звеньев" }
 
   стр. 251-(252)
Кольчуга-Jazerant встречается в отчетности гораздо чаще, чем можно было бы ожидать,
но появляется рядом с такими терминами, как 
   " ‘privy tunic’, футерованная кольчугой ", 
которые должно быть синонимичны.
Кольчуга из стальных звеньев отличалась от оной из железных звеньев
и, соответственно, была вдвое дороже.
Кольчужные рубахи для турнира отличалась от оных боевых,
хотя о собственно отличиях мы не имеем понятия.
Регистрированы многочисленные примеры кольчуг,
полностью сконструированных из листовых звеньев,
в противоположность кольчужным предметам одежды
с декоративными кромками или оборами из листовых звеньев.
Всё это по сию пору остаётся неизвестными аспектами исследования кольчуги.
 
   стр. 253
Также очень интересна информация об источниках доспеха в ранний период.
Хотя ранее опубликованные подробности лишь предполагали происхождение
множества английских доспехов середины четырнадцатого столетия из Низких Стран, *746
подробности в счёте Флита подтверждают это, и указывают, насколько Кёльн и Маастрихт
были в то время важны, как центры производства вооружения. *747
77 % басинэ, 96 % шлемов, 66 % шляп-kettle, 84 % пар пластин, 83 % защит руки, 86 % рукавиц,
85 % набедренников и 70 % наголЕнников были импортированы из этих двух центров.
Это делает весьма маловероятным традиционное приписывание группы сохранившихся больших шлемов
английскому изготовлению, и указывает, что гораздо более вероятно, что они были сделаны в Маастрихте.
Отчетность также бросает вызов традиционному датированию поздним четырнадцатым столетием
этой группы боевых больших шлемов, а именно, тем, что предоставляет свидетельства
не только об их закупке и выпуске между 1338 и 1344,
но и о возвращении их в Тауэр в 1353, старыми и изношенными,
и об их последующем исчезновении из отчётов в 1360,
исключая ничтожный огузок, который оставался в Тауэре и в последующие пятьдесят лет.
   Отчетность также бросает вызов традиционному предположению,
что басинэ середины четырнадцатого столетия всегда, или хотя бы обычно, был снабжён забралом.
И хотя может случиться так, что у многих из басинэ,
зарегистрированных в отчетности, и были забрала, которые не были (упомянуты,)
 
   [ *746 о Герат из Тоернэя см. Дилон, "Счёт оружейника".
     *747 о Кёльн см. П. Тёджениэн, "Оружейники Кёльна: 
         организация и экспортные рынки передового европейского центра производства доспеха, 1391-1660",
         Журнал Общества Исследования Вооружения, 1 (2005 г.), 23-48.
            Никакого исследования об оружейниках Маастрихта никогда не издавалось,
         впрочем, известно производство огнестрельного оружия позднее,
         см. A. Kessen, ‘Over de wapenindustrie te Maastricht in vroeger tjjden’, De Maasgouw, 56 (1936 г.), 18-21. ]
 
   стр. 254
упомянуты, только один, - личный басинэ Эдуарда III-го,
описан, как имеющий забрало (или в этом конкретном случае, - два забрала).
Одна из основопологающих идей, которым отчетность бросает вызов
- это та, что мнение о том, что до пятнадцатого столетия не было такого понятия * как полный доспех,
   { * (досл.) such thing as - такой вещи, как }
что доспехи просто собирались их владельцами из компонентов,
а не изготавливались как гомогенное целое. *748
   С конца 1330-х отчетность обеспечивает свидетельство того, что,
хотя пластинные доспехи не изготавливались как полные комплекты,
но доспехи определённо отпускались тяжеловооружённым всадникам как полные комплекты,
например, как комплект, данный королём сэру Томаcу ле Брю в 1338 году, включавший
шлем, басинэ и авентайл, кольчужный воротник, пары пластин,
защит плеча, защит предплечий, рукавиц, набедренников, наголЕнников,
кольчужных paunces и рукавов.
   Многочисленные подобные примеры зарегистрированы в отчетности Милденхола,
где, впервые в отчетности, они называны ‘полной бронёй’ (hernesia integra).
   Отпуск больших шлемов с этими доспехами в 1330-х и 1340-х,
вместе с последовательным отпуском конского доспеха в тот же самый период,
придаёт вес идее, что английские армии, предпочли сохранить резерв тяжеловооружённых верховых
во время этой ранней фазы Столетней Войны, подтверждение чему может быть найдено
в современных тому описаниях без-батальных кампаний - Weardale-ской 1327 года и Buirenfosse-ской 1339-го,
и тому, что "английская система", по крайней мере при вспышке войны,
не была, настолько тривиальна, как это зачастую воспринимается. *749
  [ *748 см. глава 2.3 выше, обсуждение и список источников. 
    *749 см. глава 2.3 выше, обсуждение и список источников. ]
  { т.е. это Chapter 2.3 Equestrian equipment - Глава 2.3, Конское снаряжение, стр. 90 данной работы }
 
   стр. 256
Проблема оружия и доспеха для рыцарского контингента Фламандской кампании
гораздо менее проста, хотя счёт Флита предоставляет большое количество подробностей.
Полные доспехи, включая большие шлемы, давались новым рыцарям,
таким, как сэр Томаc ле Брю, упомянутый выше, стр. 56-7,
но также и рыцарям свиты, таким, как сэр Джон Стёлинг, сэр Уилэм Фрэнк, сэр Робет Дэлтон,
держателям важных постов, включая сэра Джона Даси, стюарда (управляющего),
а также и тяжеловооружённым всадникам, таким, как Уилэм Хэдэм, королевский герольд и сокольничий,
каждый из которых был регистрирован к оплате за Фландрскую кампанию. *753
Некоторые из даров были более символическими, такими, как
мечи и кольчужные рубахи - для наиболее знатных, вовлеченных в кампанию,
и шляпа-kettle - дар фламандскому рыцарю, сэру Джону (Ливдэйлу.)
  [ *753 Гардеробная Книга Уилэма де Ноуэла, 334, 337, 338, 329–30, 351. ]
 
   стр. 257
Ливдэйлу. Некоторые дары были различными элементами доспеха,
- для Робера де ла Шар и Роже де ла Марш, - басинэ каждому, оба из свиты королевы,
шлем сэру Хенри Ферэсу, гофмейстеру, и акетон сэру Уилэму Трасэлу, адмиралу флота.
 
   стр. 261
Есть краткое свидетельство о снабжении защитным доспехом лучников в этот период.
То, что они набжались парами пластин такого вида, указывает отпуск Томасу Ролистону
шестидесяти девяти пластинных корсетов специально для лучников для отгрузки во Францию в 1345 г. *759
Тот же самый отпуск включает большие количества басинэ и кольчужных pisanes (но не авентайлов),
предполагая, что возможно отпущены они были тоже лучникам.
   [ *759 TNA, E 372/198, rot. 34d, m. 1, ‘cccxxvij paria de platis unde lxix corsetta pro sagittariis’. ]
 

 



#8 Holger

Holger

    Городской советник

  • Модератор
  • 4 719 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Владивосток

Опубликовано 15 Декабрь 2018 - 06:30

Nevo

Paunce - это набрюшник.

Возможно, musekins - это кольчужные лоскуты для защиты подколенной ямки.

 

Вообще, работа лежит в Сети давно, такое масштабное цитирование "про все", скорее мешает. Из всего приведенного максимум треть имеет какое то отношение у вопросу о Шлемах..



#9 Nevo

Nevo
  • Горожанин
  • 319 Сообщений:
  • Location:С-Петербург

Опубликовано 16 Декабрь 2018 - 14:54

такое масштабное цитирование "про все", скорее мешает.

 

Безусловно.

Просто Ричардсон в работе и не выделял собственно шлемы.

Меня же, в первую очередь (да и во вторую), интересовали именно они,

и именно в контексте "полного доспеха". 

Да и "наткнулся" я на неё у себя, - во временно отложенном для прочтения -

ну, и "нет ни чего более постоянного, чем временное"...

А из-за Black Prince вспомнил, что ...где-то что-то там такое было...

Бухгалтерия для меня зубодробительно скучна, но тут стало интересно,

 

Nevo

Paunce - это набрюшник.

Возможно, musekins - это кольчужные лоскуты для защиты подколенной ямки.

 

Вообще, работа лежит в Сети давно, такое масштабное цитирование "про все", скорее мешает. Из всего приведенного максимум треть имеет какое то отношение у вопросу о Шлемах..

 

musekins - так я и термина даже не встречал;

и изначально цитат было больше (я ещё сильно урезал :-)

- чтобы не возникало ощущения, что автор делал упор именно на Большой Шлем.



#10 Warhound

Warhound
  • Горожанин
  • 12 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Russian Federation, Moscow.

Опубликовано 25 Январь 2020 - 12:31

Здравствуйте. Не хотелось бы плодить отдельную тему, по этому, если это возможно, задам свой вопрос здесь, так как тема относительно близкая. 

Почти на всех английских эффегиях и бронзовых плитах 1370-1400 годов рыцарь изображен в налатнике. Вполне вероятно, что я не доглядел, но проштудировав книжку Тривика, я тем не менее не нашел ответ на искомый вопрос. 
Насколько мне известно, мода на определённые виды доспеха доходила до англии с некоторым опозданием, например, те же гранд-басинеты 15ого века и так далее. 
Собственно, интерес мой заключается в следующем: Что скрыто под жупоном? 
С одной стороны, мне кажется логичным, что как и в других частях европы, там скорее всего окажется "белая" кираса. Иными словами, нагрудник без спинной платины и юбки, как на немецких надгробиях того же периода. С другой стороны, я отдаю себе отчет в том, что "немецкая" доспешная мода всегда отличалась разительно отличалась от, например, миланской, которая, как я понял была довольно влиятельным поставщиком доспехов в средневековую Англию искомого периода. 
Поиск по миниатюрам, во всяком случае, тем, чья дата написания совпадала бы со временными рамками искомого периода тоже не дал результатов, хотя именно Английских миниатюр я видел не так уж и много. 
Отсюда несколько вопросов: Какой вид корпусного доспеха был наиболее распространен среди английской высокой знати последней трети 14ого века? Были ли это белые кирасы или кирасы с небольшой "юбкой" покрытые тканью, на подобии Мюнхинских, или все же бригандины с крупными грудными пластинами, на подобии одной известной из Халкиса? 
Ну и ещё один вопрос в догонку: Если это все же были белые кирасы, то носились ли она просто поверх кольчужной защиты без юбки и спинных пластин, или к ним добавлялись бригантная защита талии? 

Заранее прошу прощения, за свою неподготовленность в вопросе. Скорее всего ответ был на поверхности, но я не догядел или проигнорировал. Благодарю за помощь. 



#11 Holger

Holger

    Городской советник

  • Модератор
  • 4 719 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Владивосток

Опубликовано 28 Январь 2020 - 14:56

Какой вид корпусного доспеха был наиболее распространен среди английской высокой знати последней трети 14ого века? Были ли это белые кирасы

 

 

Были кирасы, да.

К самому концу искомого периода есть свидетельство такой кирасы.

В этом видео хорошо показано надгробие Джона Монтегю (John de Montacute +1390), ок. 1400 г.

 

 

О нем же -

https://effigiesandbr...n_de_montacute/

 

Поиск по имени-фамилии выдаст еще немало фото, но на видео отличные ракурсы, более чем достаточные.

Петли на правом боку и шнуровка на левом.

Есть и какие то зачаточные пластины набрюшника (судя по идентичным запилам на края пластин налокотников и наплечников) но такая конструкция аналогий пока не нашла...

 

или кирасы с небольшой "юбкой" покрытые тканью, на подобии Мюнхинских,

 

 

Такие тоже были.

Ральф Нейтон, под 1370 г. -

 

Radulph de Knevynton +1370.jpg

 

Полагаю, как и везде, этот тип доспеха был основным.

Еще латник из собора в Линкольне, близкий тип доспеха -

 

00176484.jpg

 

или все же бригандины с крупными грудными пластинами, на подобии одной известной из Халкиса?

 

 

Таких не попалось, хотя, вероятно, что и они были.

Но, для латника, участвующего в копейной сшибке, это не самый лучший вид доспеха.



#12 Warhound

Warhound
  • Горожанин
  • 12 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Russian Federation, Moscow.

Опубликовано 31 Январь 2020 - 01:59

Полагаю, как и везде, этот тип доспеха был основным.

Еще латник из собора в Линкольне, близкий тип доспеха -

Т.е. Оновным видом доспеха для английского рыцарства искомого периода все же были "полу-бригантные" кирасы? Интересно понять именно английскую доспешную моду этого времени. Не уверен, что стоит создавать для этого отдельную тему, хотя вопрос, лично мне, крайне интересен. Натыкался на великое множесво книг по немцам, Богемии, Милану, но с англией все как то сосем туго. Я скорее всего плохо искал, но кроме оспрея не видел ничего.

Ниже приведу пару новоделов. Можете то либо по ним сказать?
Вот такая версия кирасы, по немецкому надгробию. Похоже, что такие вещи были достаточно распространены в европе, но в Англии...
-0Vh0fN5OAY.jpg
Насколько правомерным будет использовать в комплекте что то подобное? 

Ну и да, собственно, буду крайне благодарен, за подсказку где искать ещё источников. 
 



#13 Holger

Holger

    Городской советник

  • Модератор
  • 4 719 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Владивосток

Опубликовано 31 Январь 2020 - 05:10

Доспех, аналогичный новоделу с фото, в изобразительных английских источниках, на заявленный период, не зафиксирован.

Но, выше, приведен пример буквальной аналогии Мюнхенскому доспеху.

 

Вопросами доспешной моды, во все времена, исследователи не сильно озадачивались.

Да, есть статьи у сэра Манна, у Бочииа, но англичан они не касались.

Не так давно Тобиас Кэпвелл выпустил прекрасную книгу - вот именно по доспешной моде, и именно английской.

Но, рассматриваемый период - 1400-1450 гг.. И, вторая часть, планируется по более позднему времени...

 

Рекомендую обширную работу, так же, упомянутого выше, Л. Саусвика.

Согласно заголовку - это специально написанный для Вас труд)))

Качество фото не очень, но приемлемое.

К сожалению публикации, в виде книги. так и нет.

Хотя, м.б. что то изменилось за последние годы, давненько не искал...

 

 

https://yadi.sk/i/PVlg6wUheK2Wkw

https://yadi.sk/i/mXXU1pD-CeVOHQ






0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых