Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Нашли владельцев иллерупского оружия?


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
20 ответов в теме

#1 sasa

sasa

    Городской советник

  • Старший администратор
  • 10 945 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Санкт-Петербург
  • Interests:Мечи, арбалеты и радиоуправляемые машинки.

Опубликовано 15 Сентябрь 2009 - 00:56

Похоже, что наконец станет понятно что делали с владельцами оружия, утопленого в озерах и болотах: рубили на кусочки и топили по соседству.
Датчанам крупно повезло: рядом с культовым болотцем Иллеруп нашли костище, по количеству костей, их состоянию и возрасту скорее всего тех, чье оружие выставлено в местном музее:

Опубликованное фото

Spiegel

14.09.2009

Ангелика Франц

Культ германских божеств

Тайна принесённого в жертву отряда


Жуткая находка студентов в Дании: сотни раздробленных скелетов под лужком идиллической долины — Останки побеждённых воинов, принесённых в жертву германцами. Теперь археологи хотят определить, откуда пришёл этот отряд.

Идиллическое местечко — этот Иллеруп Одал [Illerup Ådal]. В прежнем речном русле в 20 км от Орхуса [Århus] заливные луга перемежаются с тенистыми рощицами. Прежде там находилась цепочка глубоких озёр. После проведённой около 1950 года мелиорации территория стала охранной зоной — прибежищем ютландской флоры и фауны.

Но так тихо и спокойно там было не всегда. Под слоем торфа покоится до тысячи скелетов прежних врагов здешних племён, пленённых и вместе со своим оружием принесённых в жертву богам.

В ходе учебных раскопок этого года студенты орхусского университета сделали жуткое открытие самого крупного места человеческих жертвоприношений в Европе. Руководитель раскопок Эйвинд Херц из сканденборгского музея [Ejvind Hertz vom Skandenborg Museum] потрясён обилием костей: «Аналогов этому мы не знаем», заявил он в беседе с корреспонденткой SPIEGEL ONLINE.

Известно, что в эпоху римского железного века в первом веке нашей эры в этих местах приносили человеческие жертвы. В 60 — 80-ых годах прошлого века археологи извлекли из здешней болотистой почвы более 15.000 единиц и фрагментов вооружения. Всё оно принадлежало нападавшим и было основательно повреждено перед тем, как его принесли в жертву богам.

Кто же эти жертвы?

Значение рН местных болот обеспечило прекрасную сохранность металла, дерева, костей и растительных волокон. Некоторые — не повреждённые ритуально мечи - сохранились так хорошо, что с ними хоть сейчас можно идти в бой. Однако никто не предполагал, что в каких-то двух километрах оттуда в озере были утоплены останки воинов — владельцев этого вооружения.

Кто приносил эти жертвы? Кого приносили в жертву? Само по себе скопление человеческих жертв не является чем-то необычным. В своих Анналах римский историк Тацит сообщает, что германцы после битвы в Тевтобургском лесу принесли на алтарях своих богов в жертву римских трибунов и ценурионов. «Пленных тогда не брали — побеждённых приносили в жертву» - таков, по мнению Херца был тогдашний германский обычай.

Но в Иллерупе в жертву приносили не римлян. «Судя по личным вещам — прежде всего характерным гребням и кресалам, найденным среди вооружения, эти воины были пришельцами с норвежского побережья — точнее западного берега фьорда Осло» - считает Херц.

Почти все они были очень молоды

Благодарственные жертвы после выигранных битв приносились на протяжении длительного времени. По вооружению археологи выделяют четыре большие человеческие жертвоприношения. Первое и самое большое было совершено около 200 года после Р. Х. - последнее - около 450 года. Но когда из лаборатории поступили результаты радио углеродного анализа, изумлению не было конца: «Почти все проанализированные кости датируются 50 — 70 годами после Р. Х.» - сообщил Херц. Несмотря на это, исследователи уверены, что кости и жертвенное вооружение взаимосвязаны. «Пока мы обследовали только небольшую долю этой площади. Там под торфом куда больше останков, среди которых, скорее всего, и тех, кому принадлежало и найденное пока вооружение».

Победители перед тем, как принести его в жертву богам портили щиты и сгибали мечи. Судя по костям, не лучше обходились они и с пленными врагами: «Пока мы нашли четыре черепа со следами нанесённых мечом травм и множество переломанных костей ног, в том числе две повреждённые ударами топора» - сообщил Херц. Такие травмы могут наноситься и в бою, однако показательно, что ни одного цельного скелета археологи не нашли: в почве на месте жертвоприношения перемешаны черепа, лопатки, кости рук, ног и таза. Всего им удалось идентифицировать останки 200 людей. По оценке Херца, там их может быть захоронено в пять раз больше. «Насколько мы можем сейчас судить, все они — мужчины, некоторые очень молодые». Ещё один довод в пользу того, что все они были воинами.

Следующей задачей должно стать установление происхождения этих воинов. Пришли ли они, как владельцы уже описанного вооружения, из местности у фьорда Осло? Чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение, Херц планирует установить содержание изотопа стронция на их зубах. По его содержанию можно установить, где покойник вырос, поскольку это содержание колеблется от одного региона к другому. В период роста изотоп стронция откладывается в зубном камне и по нему можно определить, по каким минералам протекала выпитая в детстве и юности вода. «У воды местности местности неповторимая комбинация изотопов стронция. Если они были родом оттуда, мы это узнаем» - надеется Херц.

Еще здесь
https://alken.dk/vaed..._udgravning.htm

и здесь
https://www.cphpost.d...ge-remains.html

ну и здесь:
https://scienceblogs....ge_war_dead.php

Прикрепленные миниатюры

  • Ark_ologisk_udgravn_180822e_1_.jpg
  • Ark_ologisk_udgravn_180821e_1_.jpg
  • Ark_ologisk_udgravn_180823e_1_.jpg

Бывают дороги, по которым не идут; бывают армии, на которые не нападают;
бывают крепости из-за которых не борются; бывают местности, из-за которых не сражаются;
бывают повеления государя, которые не выполняют.

Позитивная вовлечённость в процесс на основе уважения и конструктивности - отличительная черта коммуникаций внутри организации

#2 Yuriy

Yuriy

    номадовед

  • Эксперт
  • 6 862 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Москва
  • Interests:Военное дело кочевников

Опубликовано 15 Сентябрь 2009 - 04:59

Шикарно!!! :music:
"археология - это еще далеко не все, и, кстати, не всегда!" (с) с ТФ, автор не установлен…

"Дураки обсуждают тактику, умные стратегию, а профессионалы снабжение." (с) druzhinnik

#3 Sergei

Sergei

    Магистрат

  • Патриций
  • 1 439 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Москва
  • Interests:Военное дело Евразии 9-11 вв.
    Археология Древней Руси.

Опубликовано 15 Сентябрь 2009 - 10:09

Вот теперь норвеги могут предъявить датчанам массовые казни...
С уважением,
Сергей Юрич

https://krasnoe.tv/node/568

#4 DonRumata

DonRumata
  • Горожанин
  • 75 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Ростов-на-Дону
  • Interests:Античный мир, Археология

Опубликовано 16 Сентябрь 2009 - 00:31

С внушительным размахом!
"Лучшей защитой были доспехи из пластин. Их придумали в XVIII веке до нашей эры, они с тех пор практически не изменились."(с) Интервью.

#5 Dnk

Dnk
  • Горожанин
  • 6 Сообщений:

Опубликовано 05 Октябрь 2009 - 21:38

Спасибо, интересно.

#6 Shiiadra

Shiiadra
  • Горожанин
  • 237 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Киев

Опубликовано 12 Октябрь 2009 - 11:30

"По вооружению археологи выделяют четыре большие человеческие жертвоприношения. Первое и самое большое было совершено около 200 года после Р. Х. - последнее - около 450 года. Но когда из лаборатории поступили результаты радио углеродного анализа, изумлению не было конца: «Почти все проанализированные кости датируются 50 — 70 годами после Р. Х.» - сообщил Херц. Несмотря на это, исследователи уверены, что кости и жертвенное вооружение взаимосвязаны. «Пока мы обследовали только небольшую долю этой площади. Там под торфом куда больше останков, среди которых, скорее всего, и тех, кому принадлежало и найденное пока вооружение»."

То есть они надеются, что убитых в III-V веках закапывали ПОД обнаруженные трупы? :X
https://www.ucrainarma.org/ - сайт о военной истории Украины

#7 alrik

alrik

    Городской советник

  • Модератор
  • 3 333 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Москва
  • Interests:Защитное вооружение

Опубликовано 12 Октябрь 2009 - 12:42

То есть они надеются, что убитых в III-V веках закапывали ПОД обнаруженные трупы? :thumb:


Они надеются, что их побросали в болото где-нибудь по соседству.
Что ты спрятал - то пропало, что ты отдал - то твое (Ш.Руставели).
Информация должна быть доступной

#8 radegost

radegost
  • Горожанин
  • 66 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Москва
  • Interests:Военное дело и вооружение варварских племен Европы и Рима в латенское и римское время, переселение народов.

Опубликовано 08 Ноябрь 2009 - 12:56

Они надеются, что их побросали в болото где-нибудь по соседству.


Скорее надо искать по соседству еще один жертвенник с оружием 1-го века

#9 Budylych

Budylych
  • Горожанин
  • 348 Сообщений:

Опубликовано 22 Январь 2010 - 17:59

Находка супер!!
Только один вопрос
- А почему они постоянно упоминают пленных...???
Оружие и тела остаются на любом поле боя неудачном для одной из сторон.
"И немцы и другие народы могут спастись, если только души у них русские и они не боясь людей, поступают во благо для Бога." - Русский православный священник из монастыря "Никола на Посаде" близ Новгорода В. 1634год.

#10 Piter von Hortgart

Piter von Hortgart
  • Старожил
  • 1 209 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Подольск
  • Interests:Жизнь

Опубликовано 22 Январь 2010 - 18:07

Находка супер!!
Только один вопрос
- А почему они постоянно упоминают пленных...???
Оружие и тела остаются на любом поле боя неудачном для одной из сторон.

потому что была традиция - все оружие, за редким исключением, приносилось в жертву водным божествам, туда же отправляли всех врагов которых не добили на поле боя, и кого удалось поймать, а возможно и самых героических врагов, которые геройски погибли на битве. в то время это не было болотом, это было зарастающим озером. А озера считались одним из путей на тот свет, куда они все это к богам и отправляли.

Изменено: Piter von Hortgart, 22 Январь 2010 - 18:11

А рыцарю стареть бы не давали
Отважный риск и вкус к делам большим (с) Бертран де Борн

Хороший конь цены не имеет, а плохого и даром не бери.

реконструктор выглядит коряво, потому что он туп, ленив, косорук и жаден © Klim

#11 Budylych

Budylych
  • Горожанин
  • 348 Сообщений:

Опубликовано 22 Январь 2010 - 18:33

Питер а что делали с оружием и телами "не сдавшихся и не героических" воинов которых 9 из 10 ...?

Может ВСЕ тела мёртвых пришельцев рубили в фарш дабы они не поднялись так сказать на повторные разборки. И тоже самое с их оружием которое тоже чужое и тоже может вредить...??!!

Вот в аланских могильниках даже "родным" покойничкам ломали кости и связывали конечности чтоб после смерти не гуляли и оружие тоже портили.
"И немцы и другие народы могут спастись, если только души у них русские и они не боясь людей, поступают во благо для Бога." - Русский православный священник из монастыря "Никола на Посаде" близ Новгорода В. 1634год.

#12 sasa

sasa

    Городской советник

  • Старший администратор
  • 10 945 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Санкт-Петербург
  • Interests:Мечи, арбалеты и радиоуправляемые машинки.

Опубликовано 24 Январь 2010 - 14:28

Тут скорее всего немного сложнее. По-моему, оружие побежденной стороны считалось кроме всего прочего, "зараженным" невезением, причем настолько сильно, что даже серебро в переплавку не шло. Собственно, и традиция "трофеев" в античности тоже в некотором роде отголосок подобных представлений. Ну и всякие мелочи вроде региональных и племенных отличий, которые сейчас выявить сложно, а тогда они были настолько очевидны, что "трофейный" меч ничего, кроме неприятностей, владельцу не приносил.

Порча оружия - дополнительная гарантия того, что никто не польстится (вспомним кучки пожженных в 2008 году грузинских М-4). А в Иллерупе, кстати, чем понтовее меч или щит, тем больше вероятности что его портили (хотя не исключено, что в первую очередь изгалялись над имуществом вождей, включая лошадей, а на мелкую сволочь уже запала не хватало).

Топили скорее всего и мертвых, и живых, только мертвым было проще. Вспомним что веселые кельты вообще занимались складыванием из косточек убитых аккуратных кучек, затейливо развешивая черепушки в зависимости от ранга и заслуг (вход в страну немертвых олигархов в киношном "Властелине колец" как раз и слизан с одного из самых известных таких храмов)
Бывают дороги, по которым не идут; бывают армии, на которые не нападают;
бывают крепости из-за которых не борются; бывают местности, из-за которых не сражаются;
бывают повеления государя, которые не выполняют.

Позитивная вовлечённость в процесс на основе уважения и конструктивности - отличительная черта коммуникаций внутри организации

#13 DonRumata

DonRumata
  • Горожанин
  • 75 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Ростов-на-Дону
  • Interests:Античный мир, Археология

Опубликовано 24 Январь 2010 - 16:32

Тут скорее всего немного сложнее. По-моему, оружие побежденной стороны считалось кроме всего прочего, "зараженным" невезением, причем настолько сильно, что даже серебро в переплавку не шло. Собственно, и традиция "трофеев" в античности тоже в некотором роде отголосок подобных представлений. Ну и всякие мелочи вроде региональных и племенных отличий, которые сейчас выявить сложно, а тогда они были настолько очевидны, что "трофейный" меч ничего, кроме неприятностей, владельцу не приносил.



В античном мире не было представлений о "заражении "невезением""(с) трофейного оружия. Навскидку пример, - описание снаряжения Александра пред битвой при Гавгамелах, где среди прочего упомянут "двойной льняной панцирь, взятый из захваченной при Иссе добычи"(Плутарх, Александр, XXXII).

Или перевооружение Ганнибалом части своих воинов трофейным римским оружием.

Традиция создания трофея подразумевает приколачивание прямо на поле битвы к некоему столбу или дереву нескольких предметов вражеского вооружения. Этим символически закрепляли победу и демонстративно показывали, за кем осталось поле. Это никак не связано с "невезением", большую часть добычи все равно распределяли между воинами, какую-то часть жертвовали в храм. А дальше уже можно было решить, как удобнее поступить с полученным среди добычи снаряжением, - носить самому, продать, отдать в переплавку. Нет ни одного случая упоминания в письменных источниках каких-то суеверий, связанных с "невезучестью" трофейного оружия.

Порча оружия - дополнительная гарантия того, что никто не польстится (вспомним кучки пожженных в 2008 году грузинских М-4). А в Иллерупе, кстати, чем понтовее меч или щит, тем больше вероятности что его портили (хотя не исключено, что в первую очередь изгалялись над имуществом вождей, включая лошадей, а на мелкую сволочь уже запала не хватало).


Порча предметов при жертвоприношении, или при помещении в качестве погребального инвентаря в некоторых культурах - сложный феномен, который вряд ли имеет примитивно-прагматическое объяснение. Тем более, что портить могли и не трофейные предметы, а обычные вещи, служившие владельцу при жизни, помещая их с ним в могилу. Вряд ли это глумление (над кем, над своим же сородичем?), и вряд ли примитивное "обезвреживание" умершего, ведь порче подвергали и посуду, и конскую сбрую.

В меотских жертвенных комплексах в Предкавказье многие предметы(в т.ч. и не относящиеся к вооружению) сознательно повреждены.
Из примеров известных - жестоко истыканные каким-то оружием(копьем, кинжалом?) серебряные фалары из Сибирской коллекции Петра I, хранящиеся в ГЭ. Края отверстий выгнуты наружу, т.е. удары наносились с внутренней стороны-это ритуальные повреждения.

К сожалению, прямых указаний письменных источников на причины порчи предметов при ритуальных посвящениях в древнем мире у нас нет. Тем более, что мотивы могли быть различными.

Прикрепленные миниатюры

  • x_9992eb0b.jpg

Изменено: DonRumata, 24 Январь 2010 - 16:36

"Лучшей защитой были доспехи из пластин. Их придумали в XVIII веке до нашей эры, они с тех пор практически не изменились."(с) Интервью.

#14 spartak

spartak
  • Горожанин
  • 19 Сообщений:

Опубликовано 26 Январь 2010 - 18:12

Читаем у Леви Брюля:
«Во многих племенах его(оружие) тем или иным способом очищают. У акикуйю его затупляют, и я полагаю, что такого рода действия имеют в африканских племенах почти универсальный характер. Эти церемонии совершают, потому что существует понятие о том, что оружие несет с собой несчастье или фатальность. Так же обстоит дело у акамба. По их представлениям, оружие, однажды послужившее убийству, продолжает быть оружием новых смертей.»
Ch.Dundas. History of Kitui// J.A.I.,XLIII.p.526-527 Перевод Е.Кальщикова
Эти примеры не единичны и явление известно этнографам:
О том , что оружие война сакрально и никто другой не может до него дотрагиваться Levy-Bruhl 1922 //X.V
О качествах предметов как счастливых и не счастливых G.Brown Melanesians and Polynesians p. 249
Не принесшее успеха не используется вновь H.Lichtenstein. Reisen im sudlichen Africa, II. P.442
И т.п.

#15 DonRumata

DonRumata
  • Горожанин
  • 75 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Ростов-на-Дону
  • Interests:Античный мир, Археология

Опубликовано 27 Январь 2010 - 23:45

И к чему это? Это как-то объясняет ритуальную порчу при повреждении предметов при помещении в могилу в некоторых археологических культурах РЖВ? Или как-то объясняет ритуальную порчу вотивов(и оружия) при жертвоприношениях? Ведь оружие могло быть и не трофейным. Или это довод в пользу того, что "невезучее" трофейное оружие не могли использовать? Так примеров обратного можно привести множество.
Теперь все случаи порчи вотивов и инвентаря можно легко объяснить, ведь:

Не принесшее успеха не используется вновь H.Lichtenstein. Reisen im sudlichen Africa, II. P.442
И т.п.


Возьму на вооружение. :)

Изменено: DonRumata, 27 Январь 2010 - 23:53

"Лучшей защитой были доспехи из пластин. Их придумали в XVIII веке до нашей эры, они с тех пор практически не изменились."(с) Интервью.

#16 spartak

spartak
  • Горожанин
  • 19 Сообщений:

Опубликовано 28 Январь 2010 - 01:24

И к чему это?


Это к тому, что "представления античного мира" не стоит рассматривать только и сугубо по трудам классических авторов. Наоборот, скорее прежде всего явление стоит рассмотреть в контексте, на сравнительном материале в т.ч. этнографическом

Это как-то объясняет ритуальную порчу при повреждении предметов при помещении в могилу в некоторых археологических культурах РЖВ?


Не знаю

Или это довод в пользу того, что "невезучее" трофейное оружие не могли использовать?


Это аналогия. Выводы можно сделать разные. Но основание для рассмотрения в таком контексте есть

Или это довод в пользу того, что "невезучее" трофейное оружие не могли использовать? Так примеров обратного можно привести множество.


А почему бы и не привести.

Изменено: spartak, 28 Январь 2010 - 01:41


#17 DonRumata

DonRumata
  • Горожанин
  • 75 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Ростов-на-Дону
  • Interests:Античный мир, Археология

Опубликовано 28 Январь 2010 - 03:00

Это к тому, что "представления античного мира" не стоит рассматривать только и сугубо по трудам классических авторов. Наоборот, скорее прежде всего явление стоит рассмотреть в контексте, на сравнительном материале в т.ч. этнографическом


Представления античного мира надо рассматривать предпочтительно по трудам классических авторов-современников. Больше толку, чем от изучения аборигенов Австралии и негров Африки. Это дописьменные археологические культуры изучают с привлечением этнографических аналогий племен с развитием на уровне каменного века,-от безысходности.


Это аналогия. Выводы можно сделать разные. Но основание для рассмотрения в таком контексте есть


Аналогия чему? У папуасов очень развита традиция ритуальной порчи погребального инвентаря и вотивов? У них схожие условия быта, социальный строй, культура и религия с германскими племенами первых веков н.э.? Не уверен...


А почему бы и не привести.


Сколько угодно.
Для античных государств-можно найти достаточное количество примеров по письменным источникам(с Александром и воинами Ганнибала я уже привел). Для кочевников степи эпохи РЖВ - к сожалению, на импортных доспехах не стоит штемпеля "покупка", "трофейное", поэтому каждый такой импорт интерпретируют как возможно трофейный/ возможно приобретенный. Какая-то часть из них - изрядно битые жизнью, вполне возможно, являются трофеями.

В "Илиаде"(отражены реалии микенской эпохи и "темных веков") - эпизод, когда Гектор облачается в трофейный доспех, снятый с убитого Патрокла(Илиада, XVII, 185, 195).

А вот и о германцах, первое десятилетие I в. н.э. Корнелий Тацит, Анналы, I, 57:
"Тут же несли доспехи, захваченные при поражении Вара и в качестве военной добычи розданные многим из тех, кто теперь передался римлянам"

Не побоялись невезения... Хотя куда там Тациту до аборигенов Австралии.

P.S. Я не спорю с тем, что представления о невезении имели место. И порча оружия из Иллерупа могла быть обусловлена этой причиной. Но делать глобальные обобщения на основании очень далеких этнографических аналогий-преждевременно.
"Лучшей защитой были доспехи из пластин. Их придумали в XVIII веке до нашей эры, они с тех пор практически не изменились."(с) Интервью.

#18 Starik

Starik
  • Горожанин
  • 241 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Харьков

Опубликовано 10 Март 2010 - 19:06

Господа, есть ещё одно простое объяснение порчи оружия и предметов заупокойного культа (в том числе и находкам в датских озёрах) - покойник попадает в иной мир (вспомним Проппа и его "Происхождение волшебной сказки"), и предиеты должны попасть в тот же мир, то есть испортиться - прямая аналогия с магическими обрядами подобия. Следовательно, где ломалм предметы при захоронении и посвящении богам смерти, там было такое представление о возможности перехода в мир иной, где не ломали - его не было. Еще датские жертвы находят параллели в обрядах всесозжения, когда в особых случаях уничтожалась вся жертва (в данном случае добыча). Они во всём мире были достаточно редки (жадность однако), но и не исключительны, особенно в экстренных ситуациях.

#19 DonRumata

DonRumata
  • Горожанин
  • 75 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Ростов-на-Дону
  • Interests:Античный мир, Археология

Опубликовано 10 Март 2010 - 20:16

Господа, есть ещё одно простое объяснение порчи оружия и предметов заупокойного культа (в том числе и находкам в датских озёрах) - покойник попадает в иной мир (вспомним Проппа и его "Происхождение волшебной сказки"), и предиеты должны попасть в тот же мир, то есть испортиться - прямая аналогия с магическими обрядами подобия. Следовательно, где ломалм предметы при захоронении и посвящении богам смерти, там было такое представление о возможности перехода в мир иной, где не ломали - его не было.


Это все прекрасно и понятно, но "порча" и "не порча" инвентаря и вотивов прекрасно взаимовстречаются в одно и то же время, у одних и тех же культур. Нет такой прямой и жесткой зависимости, видимо действовали еще многие факторы, которые нам не известны и которые можно лишь предполагать с разной степенью убедительности.
"Лучшей защитой были доспехи из пластин. Их придумали в XVIII веке до нашей эры, они с тех пор практически не изменились."(с) Интервью.

#20 Caskin

Caskin
  • Горожанин
  • 551 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Ленинград
  • Interests:многообразны

Опубликовано 10 Март 2010 - 20:39

Господа, есть ещё одно простое объяснение порчи оружия и предметов заупокойного культа (в том числе и находкам в датских озёрах) - покойник попадает в иной мир (вспомним Проппа и его "Происхождение волшебной сказки"), и предиеты должны попасть в тот же мир, то есть испортиться

Да, есть такое объяснение, более того, у идеи "перевёрнутого мира" есть много сторонников. Но это объяснение стадиально позднее (хотя и не является изобретением современных исследователей). Изначально всё действительно просто - банальный страх перед покойником. Но в какой-то момент возникает необходимость объяснить ритуал, смысл которого либо уже непонятен, либо диссонирует с усложнившимися представлениями о жизни/смерти и загробной участи (а скорее - и то, и другое).
Между первой и второй наливай еще одну...

с наилучшими пожеланиями,
Шлёма, "пьяненький в стельку" (С)




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых