Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Русская шапка XVII в.


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
8 ответов в теме

#1 Boris

Boris
  • Горожанин
  • 75 Сообщений:
  • Location:СПб

Опубликовано 15 Август 2008 - 12:34

Коллеги, подскажите пожалуйста по русским (стрелецким/солдатским) шапкам (суконный верх, меховая опушка) - раскрой, особенности пошива, какой мех правильнее ставить на опушку?
Что брали за образец реконструкции уважаемые Ратники?

Изменено: Boris, 15 Август 2008 - 12:35


#2 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 615 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 18 Август 2008 - 17:31

Борис, я так понимаю, что необходимо руководство как сшить.

Возможно несколько вариантов конструкции сфероконической шапки – двухчастная, четырёхчастная, шестичастная. Теоретически может быть и больше, но лично я не вижу в этом смысла. Чтобы шапка красиво заламывалась, нужно взять мягкое или сравнительно тонкое сукно. Очень тонкое сукно будет провисать как… кое-что использованное. Толстое сукно подходит для невысоких шапок.

Опишу четырёхчастную конструкцию.

Необходимые замеры: а - обхват головы; b - расстояние от уха до уха (или от виска до виска), если шапка плотно прилегает к голове. В других случаях высота – по желанию. Русская шапка на 17 в. должна быть довольно высокой ~30-35 см. Чем выше шапка, тем сильнее сужается тулья. Казацкий «чулок» – от лукавого.

Выкройка составляется следующим образом. Изображаем на ткани перевёрнутую букву Т. Низ - основание одной из четырёх деталей шапки. Ширина основания = а:4, высота = b:2 (рекомендую добавить пару лишних сантиметров). Отмечаем размеры на букве-схеме. Проводим линию параллельную основанию на расстоянии равному ширине мехового околыша. Околыш (или опушка) – прямая полоса меха. Края околыша необходимо подогнуть на 5 мм и подшить с внутренней стороны, чтобы мех закрывал швы, соединяющие околыш с основой шапки. Плюс так красивее. Общая ширина без учёта подгибов зависит от исходного количества и пышности меха. Не советую брать больше 8 см (с учётом подгибов – 9 см).
Далее от второй параллельной линии стороны детали плавно сходятся в одну точку. До линии стороны абсолютно прямые (то есть в основании - мнимый прямоугольник). Также необходимо слегка скруглить углы в основании. Здесь главное не переусердствовать.
Не забываем о припусках на швы – 1 см с каждой стороны. Кромки остающиеся после сшивания деталей желательно расправить в противоположные друг от друга стороны и подшить к основе, чтобы тулья выглядела опрятно. Если лень подшивать и сукно не сыпется, то швы можно распарить утюгом через марлю. Собственно швы я распариваю во всех случаях.

Наиболее сложный этап - пришивание меха. Ни в коем случае нельзя затягивать швы туго, иначе шапку поведёт. Первым делом я прихватываю околыш частыми стежками (3-4 мм) по низу, заодно обмётывая срез основы шапки. Шов «через край». Затем редкими стежками (7-8 мм) прихватываю верх. В последнюю очередь на затылке редкими стежками соединяю концы околыша (края также подгибаются вовнутрь). Вообще околыш я всегда выкраиваю немного длиннее, чем нужно, чтобы избежать возможных просчётов.

Если предполагается наличие подкладки, то необходимо увеличь внутренний диаметр (обхват головы) на 1-1.5 см. Основа шапки и подкладка соединяются швами вовнутрь и соединяются швом «через край». Можно пришить подоплёку – потник в виде полосы пришиваемой изнутри вдоль основания шапки как на солдатских пилотках. Подоплёку достаточно прихватить по низу, а срез вверху достаточно обработать. Загибаем край два раза и прошиваем швом «вперёд иголку» - просто, быстро и износостойко.

Пример шапки: https://photofile.ru/...90/70428578.jpg

Двух- и шестичастная шапка кроится по тому же принципу, только деталей основы две или шесть (см. схему). Шапку или колпак (без меха) с отворотами лучше составлять из двух частей, чтобы она красиво заламывалась назад. В этом случае мнимый прямоугольник в основании не должен равняться ширине околыша, достаточно нескольких сантиметров, чтобы шапка хорошо садилась на голову. Непосредственно отворот необходимо нарастить вниз от основания (тоже не больше 8 см) и во время соединения деталей оставить несшитой одну сторону для будущей прорехи.

Пример колпака: https://photofile.ru/...86/37788132.jpg

Схема. Пропорции индивидуальны. Вершины тулей должны заостряться сильнее, чем показано на схеме.

Опубликованное фото

Вроде бы всё. Надеюсь, доступно.

Изменено: Maxim Stanislavich, 19 Август 2008 - 02:37

Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#3 Wallenstein

Wallenstein
  • Эксперт
  • 269 Сообщений:

Опубликовано 18 Август 2008 - 23:09

Maxim Stanislavich, Вы в приведенных фото употребили разные термины: шапка и колпак.
Подскажите, где-то можно прочитать обоснование их отличий? Мне встречаются только общие фразы, типа "были и шапки и колпаки, и шапки были еще такие..."

#4 boyarin

boyarin
  • Горожанин
  • 142 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г.Орел
  • Interests:Реконструкция русского костюма 16 - 17 в.в., история войн и вооруженных сил Московского Царства, униформология, военно-историческая миниатюра.

Опубликовано 19 Август 2008 - 00:24

На мой взгляд шапки, как головной убор были более низкие, чем колпаки. Последние и носились с изломом.
По поводу кроения солдатской шапки отсылаю к одному из многих документов 60-х годов 17в. (см. А.В.Малов. Московские выборные полки сорлдатского кроя. М., 2006, стр.391). "Салдатским урядникам...выдать на шапочные вершки голубого сукна, из аршина по шесть шапочных вершков". Таким образом на 66 урядников было выдано 11 аршин. Даже если взять ширину сукна 1,5 м., то площадь сукна приходящегося на один шапочный вершок составляет 0,18 кв.м.
Особо не разгуляешься с выкройкой...

#5 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 615 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 26 Август 2008 - 18:51

Wallenstein
Обоснование их отличий нигде прочитать нельзя. Дело в том, что исследователи не стараются показать разницу, они только дают обзор, называя то оригинальные термины, то общие названия типа шапка или шляпа, иногда колпак применительно к головным уборам без отворотов и опушки. Возникает путаница.

По моим наблюдениям ситуация с шапкой ровно такая же как с кафтаном – это общее местное название головных уборов в виде шляп разных фасонов установившихся на Руси. Не буду их перечислять. Скажу лишь, что шапка (иначе - клобук) известна с раннего средневековья.
Колпак (калпак) - это одна из тюркских реалий вошедшая в русский обиход под оригинальным названием. У татар калпак обозначает высокую, к верху суживающуюся шапку, с узким меховым отворотом и с одною или двумя прорехами, к которым прикреплялись пуговицы и запоны. Колпаки с отворотами предположительно без меха известны по среднеазиатским миниатюрам. На Руси головные уборы с прорехами и отворотами домонгольского нашествия не зафиксированы (известны колпаки без отворотов – изображение музыкантов на лестнице Киевской Софии, люди на русальных браслетах, кажется, из Рязанского клада. М.Г. Рабинович предположил их ритуально-скоморошье назначение), но стремительно распространяются после. Появляется и сам термин. Со временем чёткая граница между колпаком и шапкой стёрлась, так что один и тот же головной убор стали называть по-разному. То есть шапку, сшитую по татарской моде, независимо с мехом она или без, могли называть колпаком. И наоборот. Например: «колпакъ саженой; на немъ 8 запонъ;… да на прорѣхѣ 5 пуговицъ». У Бориса Фёдоровича были две шапки из червчатого скорлата с петлями и круживом, низанные в рясную: у одной на прорехе 6 жемчужных пуговиц, а над прорехой «запона кораблемъ съ раковиною».
М.Г. Рабинович (Городской костюм // Очерки материальной культуры русского феодального города, М., 1988) пишет, ссылаясь на Громова Г.Г. (Русская одежда // Очерки русской культуры 16 в. Ч.1. – М., 1977), что в позднем средневековье разновидностью колпака был науруз. По-видимому, без мехового околыша, так как среди описаний мех обычно не встречается. Поля науруза были иногда загнуты вверх, образуя острые уголки, верх закруглен, что любили изображать миниатюристы XVI в., отличая русский головной убор от остроконечного татарского.

boyarin
Боюсь, мы сейчас не можем узнать, какому количеству человек наделали вершков на шапки. Могли всем, а могли только некоторым. Зацепившись за вторую часть цитаты «из аршина по шесть шапочных вершков» мы могли бы попробовать прикинуть, сколько шапочных вершков уместиться в 1 аршин (~71 см) сукна. Но нам неизвестна ширина сукна, обхват голов служилых и покрой шапок. Или Малов приводит какие-то дополнительные сведения? Этой книги у меня нет.
Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#6 boyarin

boyarin
  • Горожанин
  • 142 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г.Орел
  • Interests:Реконструкция русского костюма 16 - 17 в.в., история войн и вооруженных сил Московского Царства, униформология, военно-историческая миниатюра.

Опубликовано 27 Август 2008 - 00:14

У Малова раскрой шапок и ширина сукна не приводится, но чётко понятно, что на 66 человек выдано 11 аршин сукна. Ширину сукна я привёл современную, дабы сориентировать и дать возможность представить площадь сукна из которого надо выкроить головной убор. Если кого ввёл в заблуждение - прошу прощения.
Малов исходит из того, что ширина европейского сукна была стандартизирована и приближалась к 80 см. я встречал упоминания (правда о шёлковых тканях) шириной в полтора аршина. Как видим это ещё больше осложняет задачу, так как площадь сукна на пошив уменьшается - получается на одну шапку каждому уряднику выдали прямоугольник 12х80 см.
Как-то я попробовал из куска бархата 16х70 выкроить шапку. У меня 60 размер. Получилось с трудом, но получилось. Конструктивно она состояла из вершка и окола (элементы встречающиеся в описях). Вершок сшил из 4-х клиньев(ушло 16х35). Окол из 2-х полос (8х35).Меховая опушка помимо всего прочего выполняла и эстетическую функцию - закрывала окол, сшитый из двух полос. Потребовалась и пуговица на околе, т.к. на лбу он был не зашит - не хватило длины ткани и разрез пришлось оформить нашивкой и пуговицей.
Пока всё.

#7 Wallenstein

Wallenstein
  • Эксперт
  • 269 Сообщений:

Опубликовано 27 Август 2008 - 00:23

Maxim Stanislavich
Спасибо за развернутый ответ, к сожалению мне известны приведенные Вами труды... Надеялся, что Вам повезло больше в этом вопросе.

boyarin
насколько мне известно в Европе в 17в. были распространены разные по ширине ткани (от 60 до 150 см)...

#8 boyarin

boyarin
  • Горожанин
  • 142 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г.Орел
  • Interests:Реконструкция русского костюма 16 - 17 в.в., история войн и вооруженных сил Московского Царства, униформология, военно-историческая миниатюра.

Опубликовано 27 Август 2008 - 00:37

По ширине европейских тканей я признаюсь не спец. В словаре Срезневского есть упоминание о "Торговой книге" изданной в 17в. Это пособие для купцов. Там описываются сорта тканей их свойства, ширина и длина в рулоне. Я встречал только описание камки и тафты. Вот всю бы её посмотреть...

#9 Vereten

Vereten
  • Горожанин
  • 47 Сообщений:

Опубликовано 12 Август 2009 - 13:16

А что с валяными шапками происходит в этот период?
В некоторый статьях упомянается о том, что колпаки могли делаться и из валяной шерсти, но были ли они цельноваляные или сшивные - неясно.




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых