Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Власяница Ивана Васильевича Гозного, XVI век


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
19 ответов в теме

#1 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 615 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 03 Май 2007 - 14:50

Опубликованное фото

Рубаха-власяница царя Ивана Васильевича Грозного, XVI век. ГИМ. Рубаха тёмно-коричневого цвета, сшита из грубого холста, в который вплетены конские волосы. Использовалась как средство самоистязания: власяницу надевали на голое тело, поэтому, отвешивая молебные поклоны в течение долгого времени, спина расцарапывалась в кровь.

Конструкция. Основа – прямой стан, перегнутый пополам. К нему пришиваются рукава из прямых полотнищ. С каждого бока – по две трапециевидных вставки, расширяющиеся книзу. Одна из них состоит из двух частей (см. схему). Подмышками – ластовицы. Горловина полукруглая, к ней пришит невысокий воротничок-стойка. На груди глубокий вертикальный разрез, который застёгивается на шесть пар шерстяных шнуров чёрного цвета: два - на воротничке, оставшиеся – на груди. Детали власяницы соединены «запошивочным» швом, кроме шва, соединяющего между собой боковые вставки и, по-видимому, шва, соединяющего кромки рукавов. Какой он пока не удалось в точности установить. Возможно, это шов «вперёд» иголкой в сочетание с простой подрубкой (!). Все срезы подогнуты вдвое и прошиты по кромкам два раза швом «вперёд» иголкой.

Схема

Опубликованное фото

Дополнительные снимки:
- https://photofile.ru/...ge/33398597.jpg
- https://photofile.ru/...ge/33398595.jpg
- https://photofile.ru/...ge/33398598.jpg
- https://photofile.ru/...65/33398596.jpg


Официальную публикацию так и не нашёл. Описание и схема составлены по мои наблюдениям.

Изменено: Maxim Stanislavich, 19 Июнь 2007 - 22:26

Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#2 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 615 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 21 Ноябрь 2008 - 00:11

Фото крупнее. Обращаю внимание на направление нитей боковых вставок - они соединены с станом не под прямым углом.

vlasjanica.jpg
Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#3 boyarin

boyarin
  • Горожанин
  • 142 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г.Орел
  • Interests:Реконструкция русского костюма 16 - 17 в.в., история войн и вооруженных сил Московского Царства, униформология, военно-историческая миниатюра.

Опубликовано 17 Март 2009 - 19:33

Maxim Stanislavich интересует вопрос. Это власяница часть прижизненного гардероба Ивана Грозного или извлечена из его погребения? Насколько уместно говорить о ней именно как об элементе костюма опричного двора?

#4 sasa

sasa

    Городской советник

  • Старший администратор
  • 10 945 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Санкт-Петербург
  • Interests:Мечи, арбалеты и радиоуправляемые машинки.

Опубликовано 17 Март 2009 - 20:10

по-моему Грозный был похоронен в рясе и клобуке.
Власяница разумеетс не повседневная одежда (хотя многие современники Ивана, например Томас Мор могли с этим поспорить). Однако особенности кроя характерные.
Бывают дороги, по которым не идут; бывают армии, на которые не нападают;
бывают крепости из-за которых не борются; бывают местности, из-за которых не сражаются;
бывают повеления государя, которые не выполняют.

Позитивная вовлечённость в процесс на основе уважения и конструктивности - отличительная черта коммуникаций внутри организации

#5 Wallenstein

Wallenstein
  • Эксперт
  • 269 Сообщений:

Опубликовано 17 Март 2009 - 23:26

"по-моему Грозный был похоронен в рясе и клобуке."
sasa, Вы совершенно правы: Иван Грозный принял перед смертью монашеский постриг и в захоронении обнаружены остатки монашеской схимы с клобуком, а также погребальный покров.

"Насколько уместно говорить о ней именно как об элементе костюма опричного двора?"
Если вопрос о неком "прообразе униформы", основанный на знании о черном цвете одежды опричников, то он, т.е. цвет, применялся в любой одежде.
Мне, по крайней мере, попадались описания и кафтанов, и шуб.

#6 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 615 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 18 Март 2009 - 02:08

Мысли на счёт костюма опричника меня тоже посещали. Но часто бывает так, что, соприкоснувшись с реалией вживую, представления о ней тут же меняются. Я не собираюсь ничего утверждать, потому что до сих пор не нашёл официальную публикацию, но должен заметить – власяница долгополая. Мне с моим ростом немногим больше 170 см она пришлась бы приблизительно по щиколотку. Собственно каждый может сам в этом убедиться, соотнеся длину рукавов с длиной стана власяницы. По-моему, не распашная одежда такой длины вряд ли подойдёт всаднику, намного гармоничнее она вписывается в образ инока.

Цвет власяницы не чёрный, а скорее буровато-чёрный. Черно-коричневого цвета покрышка верха от шубы митрополита Филиппа. В обоих случаях не чистый чёрный цвет. В результате ли износа или скудности красителя – не знаю. Есть догадка, что местные домотканые ткани, возможно, изначально не были насыщенного чёрного цвета, это прерогатива мануфактурных тканей (преимущественно привозных). Однако я вовсе не хочу сказать, что в Московском государстве не умели качественно окрашивать ткани. Речь скорее о преобладании торговли над местным производством товаров определённого вида отчасти стимулирующем кустарное производство. Примеры выше сложно отнести к мануфактурной ткани.

Упоминания чёрной одежды вообще (т.е. не монашеской и не крестьянской) мне тоже встречались, но я не помню где.
Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#7 Wallenstein

Wallenstein
  • Эксперт
  • 269 Сообщений:

Опубликовано 18 Март 2009 - 23:42

Упоминания чёрной одежды вообще (т.е. не монашеской и не крестьянской) мне тоже встречались, но я не помню где.

Я как раз имел ввиду именно четкое указание на черную одежду опричников...

P.S. Основываясь на скелете Ивана Грозного, определили рост около 180 см, вес 85-90 кг.

#8 boyarin

boyarin
  • Горожанин
  • 142 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г.Орел
  • Interests:Реконструкция русского костюма 16 - 17 в.в., история войн и вооруженных сил Московского Царства, униформология, военно-историческая миниатюра.

Опубликовано 19 Март 2009 - 23:08

По поводу захоронения Грозного в отчёте указано, что обнаружены остатки одежды из шерсти (схима, параман) с золотой вышивкой. Также указано, что "реконструированные одежды, остатки тканей и сосуды, изъятые из гробниц, переданы в фонды Музеев Кремля". Получается власяницу он носил при жизни. Тогда она должна быть в описи его имущества.
:huh:
А это точно вещь подлинная, а не та самая реконструкция переданная в фонды, только изготовленная из льна? А то я читал у Срезневского, что власяницы делали из шерсти.
Что касается чёрного цвета, то наряду с красным и белым это самый трудоёмкий в приготовлении цвет. (ссылаюсь на передачу "Тайны археологии". Рассказывал мастер по крашению)

#9 islander

islander
  • Эксперт
  • 217 Сообщений:
  • Location:St-Peterburg, Russia
  • Interests:Viking Age

Опубликовано 19 Март 2009 - 23:50

Именно в эпоху Ивана Васильевича на европейских мануфактурах получили стойкие черные красители. В Средние века устойчивых черных красителей не существовало. Первоначально ткани окрашенные в насыщеный черный цвет носила аристократия. Он ассоциировался с редкостью и роскошью. Стоит посмотреть европейские портреты 16 - начала 17 века. Испанские гранды и нидерландские нувориши оделись в черное. Только намного позднее черная краска стала общеупотребимой и доступной простанародью. Вероятно, выбор московского деспота и его окружения в пользу черного был продиктован далеко не скромностью и умеренностью.

#10 Karamelle

Karamelle
  • Горожанин
  • 127 Сообщений:
  • Location:Moscow
  • Interests:Таалкушка неистеричная

Опубликовано 20 Март 2009 - 15:31

https://www.tforum.in...t...ost&id=5543
Ольха.См Ремесленные мастерские.

Изменено: Karamelle, 20 Март 2009 - 15:32

"...Для производства одной акриловой шубы у несметного количества рачка криля отрывают усики. Я против такой массовой гибели животных, поэтому меня вполне устроит шуба из меньшего количества пушного зверя.Например, норковая..."

#11 boyarin

boyarin
  • Горожанин
  • 142 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г.Орел
  • Interests:Реконструкция русского костюма 16 - 17 в.в., история войн и вооруженных сил Московского Царства, униформология, военно-историческая миниатюра.

Опубликовано 11 Сентябрь 2009 - 23:36

А это точно вещь подлинная, а не реконструкция переданная в фонды, только изготовленная из льна? А то я читал у Срезневского, что власяницы делали из шерсти.

Всё ещё интересуюсь данным вопросом....

#12 Yuriy

Yuriy

    номадовед

  • Эксперт
  • 6 862 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Москва
  • Interests:Военное дело кочевников

Опубликовано 12 Сентябрь 2009 - 00:25

Опубликованное фото

Рубаха-власяница царя Ивана Васильевича Грозного, XVI век. ГИМ.

А ее назначение известно?
"археология - это еще далеко не все, и, кстати, не всегда!" (с) с ТФ, автор не установлен…

"Дураки обсуждают тактику, умные стратегию, а профессионалы снабжение." (с) druzhinnik

#13 boyarin

boyarin
  • Горожанин
  • 142 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г.Орел
  • Interests:Реконструкция русского костюма 16 - 17 в.в., история войн и вооруженных сил Московского Царства, униформология, военно-историческая миниатюра.

Опубликовано 13 Сентябрь 2009 - 12:32

Власяница прежде всего служила средством "умервщления" тела, посему и изготавливалась из грубой ткани. Надевали её непосредственно на голое тело, а уж потом что-то ещё сверху. Впрочем могли и одну власяницу носить.

#14 Yuriy

Yuriy

    номадовед

  • Эксперт
  • 6 862 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Москва
  • Interests:Военное дело кочевников

Опубликовано 13 Сентябрь 2009 - 23:05

Собственно эту версию я слышал, а есть ее документальные подтверждения?
"археология - это еще далеко не все, и, кстати, не всегда!" (с) с ТФ, автор не установлен…

"Дураки обсуждают тактику, умные стратегию, а профессионалы снабжение." (с) druzhinnik

#15 boyarin

boyarin
  • Горожанин
  • 142 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г.Орел
  • Interests:Реконструкция русского костюма 16 - 17 в.в., история войн и вооруженных сил Московского Царства, униформология, военно-историческая миниатюра.

Опубликовано 14 Сентябрь 2009 - 19:09

Так вот и я хотел бы знать. :)

#16 boyarin

boyarin
  • Горожанин
  • 142 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г.Орел
  • Interests:Реконструкция русского костюма 16 - 17 в.в., история войн и вооруженных сил Московского Царства, униформология, военно-историческая миниатюра.

Опубликовано 20 Ноябрь 2010 - 14:36

Не прошло и года....)))

Форумчане, кто знает историю власяницы как музейного экспоната! Ну очень надо!
В описи царского имущества я её не нашёл, хотя другие вещи которые можно связать с костюмом опричника вроде есть.

#17 cuchum

cuchum
  • Горожанин
  • 58 Сообщений:

Опубликовано 23 Ноябрь 2010 - 22:35

Похоже что в витрине ГИМа выставлен новодел-реплика,как и мужская рубаха-косоворотка с вышивкой.
Главное отличие то,что у шерстяной ткани подлиника при ближайшем рассмотрении есть разреженные полосы в виде орнамента из косых крестов.Ткань ворота отличается от ткани самой власяницы и отделка шнуром воротника и разреза с застежкой немного другая.

#18 boyarin

boyarin
  • Горожанин
  • 142 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г.Орел
  • Interests:Реконструкция русского костюма 16 - 17 в.в., история войн и вооруженных сил Московского Царства, униформология, военно-историческая миниатюра.

Опубликовано 24 Ноябрь 2010 - 14:06

Ага!!!
Всё таки подлинник из шерстяной ткани!
Спасибо cuchum!
А отделлка другая, это как?

#19 cuchum

cuchum
  • Горожанин
  • 58 Сообщений:

Опубликовано 24 Ноябрь 2010 - 18:59

На подлиннике такое впечатление,что воротник-стоечка снаружи из черного бархата.
Отделка шнуром идет по верхнему краю вокруг всего ворота и по разрезу ворота,а далее спускается охватывая весь разрез.Края рукавов также обшиты шнуром.
На подлиннике на воротнике "разговоры" не сохранились,но видимо остались их следы,поэтому реставраторыГИМа сделали так.

#20 boyarin

boyarin
  • Горожанин
  • 142 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г.Орел
  • Interests:Реконструкция русского костюма 16 - 17 в.в., история войн и вооруженных сил Московского Царства, униформология, военно-историческая миниатюра.

Опубликовано 26 Ноябрь 2010 - 17:53

Бархат!? "Крутовато" для власяницы, если только не предполагалось выпускать его поверх других одежд :)
Описание этой подлинной власяницы есть? Всё таки она откуда в музее взялась?




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых